Экзамены на автоправа: любителям станет проще, профессионалам – сложнее

Водителей хотят разделить на любителей и профессионалов. Минтранс подготовил изменения в закон о безопасности дорожного движения. Тем, для кого шофер — это профессия, придется получать дополнительную отметку в правах.

Водителей хотят разделить на любителей и профессионалов. Минтранс подготовил изменения в закон о безопасности дорожного движения. Тем, для кого шофер — это профессия, придется получать дополнительную отметку в правах.

Таксисты, дальнобойщики, водители по найму будут обучаться по новым программам. В их правах должен появиться международный код "95". Он обязателен для шоферов-профессионалов стран ЕС. Без него устроиться на работу будет нельзя. Подтверждать квалификацию придется каждые 5 лет. А тем, кто сдает на самую народную категорию "Б", обучение, наоборот, облегчат.

"Программа обучения на эту категорию предполагает освоение 14 часов профессионального блока, — рассказывает директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Алексей Бакирей. — Это вопросы, связанные с организацией перевозок грузов, перевозок пассажиров. Они получают тот блок, который им в жизни нет необходимости получать".

"У нас профессионалы получаются недо-профессионалы, а любители — сверхлюбители, — рассуждает вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев. — Программа на профессиональное образование для перевозчиков, наемных водителей будет дополнительно предусматривать около 40 часов".

В первую очередь, контраварийная подготовка ,езда в экстремальных условиях, ведь почти каждую неделю в стране — крупная авария с пассажирским автобусом или тяжелой фурой и с десятками жертв. И часто причина — в недостаточной квалификации водителя.

В СССР прежде, чем сесть за руль грузовика, шофер должен был пройти через армейские автомобильные батальоны и школы ДОСААФ. А дальнобойщиков легендарного "Совтрансавто" считали элитой, колесившей по Европе, Азии и Ближнему Востоку. Стаж — не менее 10 лет и статус водителя первого класса. Но ведь с конца 60-х ДОСААФу поручили и подготовку водителей-любителей и сделали единые программы подготовки для всех. А сейчас получается, мы хотим опять от этого отказаться? Не потеряем ли в качестве любительской езды?

Сейчас любителей хотят избавить только от тех знаний, которые им действительно никогда не пригодятся. Но это не отменяет необходимости повысить контроль за работой автошкол. "Не все школы должны обладать правами подготовки профессиональных водителей, — поясняет председатель Профсоюза работников автотранспорта Владимир Ломакин. — То есть они должны быть отобраны, должны пройти определенный ценз".

Проект пока в активном обсуждении. Новые программы обучения должны быть разработаны за два года.