В музее Череповца старинные иконы реставрируют прямо в выставочном зале

В историко-краеведческом музее Череповца идёт реставрация иконы Игнатия Ломского, написанной в XVII веке. Этого святого особо почитают в городе, но интерес к восстановлению образа объясняется не только этим. Впервые весь кропотливый труд мастера может увидеть любой желающий: реставратор работает прямо в выставочном зале. Для чего в музее придумали такой ход?

В историко-краеведческом музее Череповца идёт реставрация иконы Игнатия Ломского, написанной в XVII веке. Этого святого особо почитают в городе, но интерес к восстановлению образа объясняется не только этим. Впервые весь кропотливый труд мастера может увидеть любой желающий: реставратор работает прямо в выставочном зале. Для чего в музее придумали такой ход?

Увидеть древние иконы не в экспозиции, а на столе реставратора сегодняшние посетители музея никак не ожидали. Не только увидеть — но и узнать, как трудится художник, зачем нужен утюжок и рыбий клей, пощупать тонкую папиросную бумагу, с помощью которой восстанавливают красочный слой.

— Это я укрепляю — это папиросная бумага.

Предложение на время переехать из уединенной и уютной мастерской в выставочный зал и заняться трехсотлетней иконой Игнатия Ломского на виду у всех вначале художника Елену Павлову не обрадовало. Она работает реставратором 17 лет, но никогда не думала, что процесс восстановления икон и картин может быть интересен публике. Оказалось, еще как: реставратору каждый день приходится отвечать на массу вопросов.

Публику удивляет и практическая часть работы реставратора — посетители подолгу смотрят, как художник наносит клей, закрепляет на поверхности иконы грузы, — и теоретический аспект. Немногие знают, что прежде чем реставрировать старые произведения искусства, их тщательно изучают, начиная с того, поднимают все письменные описания и свидетельства, и заканчивая анализом красочного слоя и даже рентгеном.

"Самое интересное, что я всегда думала, что реставрация — это сделать поярче, пририсовать, а оказывается, сохранить — это не то что сделать красивее, а сохранить то, что было когда-то. И такие интересные вещи, как рыбий клей — я думаю, что никто об этом не знает, а мы теперь знаем. И очень здорово, что музей показывает такую работу", — говорит посетитель Марина Смирнова.

Работа над реставрацией иконы преподобного Игнатия Ломского из-за повышенного к ней интереса немного затянулась. Елена Павлова признается: если бы не приходилось отвлекаться на публику, восстановление было бы почти завершено. Но теперь и реставратор, и музейщики считают, что время потрачено не зря: посетители уходят из залов под впечатлением от того, насколько сложно сберечь произведение искусства.

"Реставрация — предмет очень сложный, специалисты, которые занимаются этой отраслью, достаточно редки, они постоянно обучаются. У нас в Череповецком музейном объединении, к счастью, есть такой специалист, поэтому мы имеем возможность время от времени заниматься этой работой", — говорит директор Череповецкого музейного объединения Светлана Султанова.

Работать прямо в экспозиции Елена Павлова будет еще около месяца — дольше никак нельзя. Ведь она — единственный художник-реставратор в Череповце, и иногда сразу с десяток экспонатов требуют, чтобы мастер уделила им свое внимание.