Абу-Кемаль ждал освобождения как праздника

Трижды на прошедшей неделе удары по позициям боевиков в Сирии наносили российские бомбардировщики дальней авиации Ту-22М3. Были уничтожены опорные пункты и техника боевиков в районе Эль-Катья.

Автор: Дмитрий Киселёв

Трижды на прошедшей неделе удары по позициям боевиков в Сирии наносили российские бомбардировщики дальней авиации Ту-22М3. Были уничтожены опорные пункты и техника боевиков в районе Эль-Катья. Шесть стратегических бомбардировщиков бомбили террористов в районе города Аббас в провинции Дейр-эз-Зор. Еще шесть российских дальних ракетоносцев нанесли групповой удар по объектам террористов в районе населенного пункта Эль-Ишара на востоке Сирии. А 26 ноября российские стратегические бомбардировщики нанесли новые удары по позициям террористов в провинции Дэйр-эз-Зор.

По мере того как военная операция ВКС России в Сирии завершается, тема послевоенного устройства Сирии становится более актуальной. В Москве министр обороны России Сергей Шойгу принял спецпосланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуру.

"Практически 98% территории Сирии уже освобождены от террористов. Настало время говорить о следующих шагах по урегулированию сирийского кризиса и обсуждать широкий круг вопросов, включая программу восстановления и оказания гуманитарной помощи", — сказал Шойгу.

С Де Мистурой переговоры вел и министр иностранных дел России Сергей Лавров. "Все наши усилия, которые мы предпринимали и предпринимаем, будут направлены именно на стимулирование подлинного межсирийского диалога, на основе согласованных Советом Безопасности критериев, под эгидой Организации Объединенных Наций", — подчеркнул Лавров.

Автор: Евгений Поддубный

Еще недавно здесь белым по черному читалась символика террористической группировки ИГИЛ (запрещена в РФ). Теперь боец правительственных сил спокойно и тщательно работает валиком. Как и в других сирийских городах, в Абу-Кемале после освобождения скоро не останется следов псевдохалифата.

Теперь это, пожалуй, исторические кадры: над Абу-Кемалем — вновь флаг Сирии. Город, который считался последним крупным оплотом боевиков ИГИЛ, освобожден. Наверное, не самая сложная победа за все время войны — небольшой город на Евфрате. Но он стала символом победы, в которую еще несколько лет назад многим и поверить было сложно. А сейчас на карте Сирии практически не осталось черных пятен.

Боевики, конечно, еще продолжают оказывать сопротивление севернее Абу-Кемаля, у Евфрата. Там сельская местность, и в пустыне между трассами, что соединяют города, теперь радикалам, что называется, цепляться не за что. В городе через неделю после завершения боев у бойцов правительственных сил — приподнятое настроение. Отмечают победу.

На улицах Абу-Кемаля — следы противостояния. Вот так террористы скрывали перемещение техники и отрядов по городу от операторов разведывательных беспилотников. Все широкие улицы Абу-Кемаля были укрыты плотными навесами, благо застройка позволяет. Радикалы могли незаметно перебрасывать резервы между разными городскими кварталами, причем заметить эти перемещения было просто невозможно. Благодаря этому боевики не держали крупные силы на всех участках обороны, но оперативно реагировали на действия правительственных сил.

Здесь боевикам это не помогло. Правительственные силы наступали с трех направлений. Быстро блокировали Абу-Кемаль и выдавили боевиков за Евфрат и на север. Террористы пытались использовать в обороне преимущество жилой застройки. Но прикрываться мирными жителями в качестве живого щита они не могли — люди сбежали из города. К тому же боевики быстро лишились крупных калибров — в небе работали российские летчики.

Боевики ИГИЛ прятали танки и пикапы на узких улицах между жилыми домами. Практически центр Абу-Кемаля. Хотя тут нет ничего нового. Террористы обычно укрывают свою технику в мечетях, больницах, школах, в магазинах. Технику точными ударами уничтожала российская авиация. Машина сгорела полностью, а дома рядом не разрушены.

Здесь на стороне псевдохалифата активно воевали боевики из стран СНГ и российских регионов Северного Кавказа. Это было понятно офицерам разведки и во время штурма города — радиообмен террористы часто вели на русском и после освобождения Абу-Кемаля.

Рабочая тетрадь одного из радикалов. Нашли ее в доме после освобождения Абу-Кемаля. Судя по всему, боевик жил здесь с семьей. Распорядок дня, учебные материалы по тактике, взрывному делу. Вот он, обычный день террориста ИГИЛ в Абу-Кемале: утренняя молитва, далее зарядка, пробежка. С 9 до 10 часов — завтрак. До 12 — отдых, а вот после — тактические занятия. Здесь есть стрельба из РПГ, пулемета, снайперской винтовки, автомата и миномета.

Все занятия распределены по дням недели. Интенсивность тренировок — по нарастающей. С 15 до 17 часов — опять отдых. Далее — общая физическая подготовка. Рукопашный бой, полоса препятствий и марш-броски. Такой вот системный подход к тренировкам, который объясняет, по какой причине террористы часто действуют крайне умело.

Правила совершения налетов, засад — план составляли профессиональные инструкторы. А боевики получали в свое распоряжение ночные приборы, дальномеры и мелкие, крупнокалиберные снайперские винтовки, а также винтовки М-16 американского производства. Но это только для обучения.

Мухаммед — один из немногих жителей Абу-Кемаля, который не бросил свой дом. Говорит, во время штурма города сюда прибыли хорошо подготовленные боевики, которые говорили по-русски, и пропагандисты псевдохалифата. Пытались поднять боевой дух террористов.

"Проповедники говорили боевикам, что нужно оборонять город до последнего, любой ценой сохранить контроль над Абу-Кемалем. Пытались террористы заручиться поддержкой местных жителей, но тщетно. Мой сын уже несколько лет служит в рядах сирийской армии. И таких семей тут очень много. Мы ждали освобождения как праздника", — признался Мухаммед.

Террористам не помогли. Теперь боевые действия продолжаются к северу от города. Разгром отрядов псевдохалифата, которые находятся между Абу-Кемалем и Мейкином, — вопрос ближайших недель.