Тема:

Психология 4 суток назад

Учёные выяснили, почему мозг подростка не может сосредоточиться на важном

Взрослым сложно убедить подростка в том, что для него на данный момент важно. Всё дело в активной перестройке мозга.
Фото Global Look Press.

Читайте нас в Telegram

Многие родители и учителя знают, что нет ничего сложнее, чем наставить подростка на путь истинный. Иногда складывается впечатление, что по достижению определённого возраста вчерашние умненькие мальчики и хорошенькие девочки напрочь перестают воспринимать сложившуюся систему поощрений и наказаний. Этот сложный для любой семьи этап требует невероятного терпения от всех её членов, умения и желания слушать для того, чтобы быть услышанным. Но одной психологией дело здесь не ограничивается.

Медикам и тем же психологам давно известно, что трудный возраст начинается с физиологических изменений, связанных с половым созреванием, и заканчивается после того, как человек занимает в обществе стабильное независимое положение. Но только теперь учёные выяснили, что подростки не могут правильно оценить ситуацию и адаптировать своё поведение из-за изменения работы мозга. Переходный возраст для любого человека знаменуется глобальной его перестройкой и полной ревизией нейронных связей.

Именно на этом этапе прекращается разрастание серого вещества, которое продолжалось от рождения человека, и далее его количество будет только сокращаться. Учёные считают, что это связано с процессом под названием "синаптическая обрезка", когда мозг избавляется от всех ненужных синаптических связей, оттачивая работу оставшихся и повышая нейронную эффективность. А последней в очереди на чистку стоит как раз префронтальная кора головного мозга, которая отвечает за исполнительные функции, а точнее, за когнитивный контроль и принятие решений.

Как правило, взрослые люди прекрасно чувствуют, когда нужно сосредоточиться или потратить чуть больше времени, чтобы получить дополнительную выгоду. Мало кто откажется провести за работой несколько дополнительных часов, если взамен обещают хорошую премию или наоборот есть риск быть уволенным. Но с "повзрослевшими" детьми эта очевидная схема часто не работает.

Дело в том, что после синаптической обрезки у взрослых хорошо налаживается связь между центрами когнитивного контроля, расположенными в префронтальной коре, и областями передней поясной коры и полосатого тела, которые отвечают за мотивацию и желания. Это позволяет взрослым людям избегать заведомо проигрышных действий, заранее предугадывая выгоду и правильно оценивая риски.

Чтобы проверить, как эти нервные связи работают у молодёжи, учёные из Гарвардского университета во главе с Кэтрин Инсэл (Catherine Insel), попросили взрослых людей и подростков в возрасте от 13 до 20 лет сыграть в игру.

Участникам эксперимента нужно было отвечать на вопросы, лёжа внутри магнитно-резонансного томографа. При этом за каждый правильный ответ полагалась награда в размере 20 центов, а за ошибку, напротив, приходилось заплатить 10 центов. Кроме этого, в игре предусматривались раунды с высокими ставками, в которых участники могли выиграть $1, рискуя потерять 50 центов.

Команда обнаружила, что результаты подростков в раундах с высокими и низкими ставками были одинаковыми. В то же время взрослые добровольцы гораздо лучше справлялись с задачами, когда размер выигрыша и проигрыша увеличивались. Интересно, что способность сосредотачиваться на вопросах с большим призом постепенно нарастала по мере увеличения возраста участников.

Анализ мозговой активности подтвердил, что во время решения задач у подростков наблюдается очень слабая нейронная связь префронтальной коры с поясной корой и полосатым телом. Другими словами, они плохо соотносят размер вознаграждения, то есть значимость принятия правильного решения, с действиями, необходимыми для достижения цели.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature Communications, объясняют, почему некоторые подростки так беззаботно относятся к важным делам и часто идут на неоправданный риск.

По мнению специалистов, новые данные доказывают, что о способностях учеников старшей школы нельзя судить ни по одному итоговому экзамену. Ведь в силу особенностей развития мозга дети могут просто недооценить его значимость. Гораздо лучше полагаться на оценки нескольких тестирований, выполненных в течение года.

Кстати, особенности высшей нервной деятельности подростков преждевременно считать "негативными". История знает немало случаев, когда именно молодые люди благодаря своему бесстрашию и энтузиазму совершали поступки, значимые для всего человечества. Кроме того, неспособность расставить приоритеты оказывает и позитивный эффект. Именно в школьные годы дети могут уделять много времени несерьёзным, на первый взгляд, хобби и развивают благодаря этому свой творческий потенциал.

Сегодня