В ожидании умной таблетки: борьба с раком вышла на новый уровень

Поиски лекарств от разных видов рака идут в лабораториях и научных центрах всего мира, включая Россию. Успехи есть. И есть уверенность в победе.

Автор: Дмитрий Киселев

В мире от проклятой онкологии ежегодно гибнут миллионы. По данным Всемирной организации здравоохранения, на рак приходится 15 процентов всех смертей. Сейчас поиски лекарств от разных видов рака идут в лабораториях и научных центрах всего мира, включая Россию. Успехи есть. И есть уверенность в победе.

В конце концов, мир не впервые сталкивается с трудноизлечимыми болезнями. Когда-то чума косила население целых стран, миллионы людей гибли от оспы и сыпного тифа, да и грипп уносил миллионы, а в 50-х еще свирепствовал полиомиелит. Но человечество решило эти проблемы. И вакцины изобрели, и живые лекарства — антибиотики.

Да и современные хирурги творят чудеса, пересаживают органы, делают сложнейшие операции на сердце, возвращают зрение, казалось бы, безнадежным пациентам, используют роботов. Так что медицина не стоит на месте. И лекарства от всех видов рака тоже найдем.

Автор: Сергей Пашков

Необъявленная охота. Мы никогда не знаем, кто будет следующим: родные, близкие, друзья, коллеги. Появились прогнозы о том, что в новом столетии мало кому удастся избежать пугающего диагноза. Кто- то говорит об эпидемии. Раковая клетка становится пунктом номер один в печальной статистике смертности, потеснив многолетних лидеров – сердечно-сосудистые заболевания. Сбой системы, убийственное сумасшествие клетки, бесчисленные мутации.

"Рак очень непрост. Он меняет себя сам, генетически, а это значит, что нужно менять лечение. Мы далеки от полного исцеления, и я не уверена, что мы его найдем. Даже если мы даем эффективное лекарство, оно помогает пару-тройку месяцев, но затем опухоль сама себя меняет, состояние больного ухудшается, и значит, надо искать новое лекарство", — рассказывает Дина Лев, профессор, заведующая отделением онкологии грудной железы клиники Ассута.

У профессора Дины Лев розовая прядь — это символ борьбы с раком женской груди. Страшный сон молодых и пожилых женщин. Статистика онкозаболеваний росла, захватывая все новые возрастные группы, атакуя ранее, казалось, неуязвимые органы, бросая вызов прорывным разработкам и новейшим технологиям.

"Свет в конце тоннеля возник с появлением новых методов ранней диагностики. То, что не видели еще десять лет назад, позволяя злокачественной опухоли расти, поражая метастазами здоровый организм, сегодня видят абсолютно отчетливо", — говорит Алла Мамонова, заведующая центром онкодиагностики.

"Прорывными при диагностике рака простаты, например, стало совмещение трех видов трех вариантов магнитно-резонансной томографии. Мы сегодня видим, причем, очень точно, пораженный раком участок ткани", — рассказала Орит Раз, заведующая отделением урологии клиники Ассута.

Это стало поворотным моментом. Биопсию уже не берут наугад, почти вслепую, травмируя, в том числе, здоровые органы. Технологии сделали онкологов зрячими, а медицинские манипуляции- точечными.

Доктор Орит Раз вспоминает операцию недельной давности: лапароскопия, управляемый снаружи робот удаляет злокачественную зону в простате, прижигая порезы и останавливая кровотечение. Этот молодой мужчина пришел к ней с троекратно традиционно взятой биопсией, не показавшей ровно ничего. На этот раз очаг нашли и клетки на анализ получили, используя и УЗИ, и МРТ. Рак оказался очень агрессивным. К счастью, его поймали на самой ранней стадии.

Ранняя и точная диагностика — это еще не успех в борьбе с, казалось бы, неизлечимой напастью, но залог успеха. Она, с точки зрения опрошенных лучших израильских специалистов в этой области, дает шанс на перелом в многолетней борьбе с раком.

"Мы научились бороться с злокачественной опухолью точечно, минимизируя урон здоровым органам. Наконец, появились те, кого мы можем назвать хроническими онкобольными, которые живут гораздо дольше, чего раньше не было", — говорит Равит Гева, заведующая отделением клинических разработок и технологии клиники Ихилов.

Качество жизни с диагнозом, который раньше принимался как приговор, — вот, за что борются сегодня онкологи. Рак с метастазами в печени или прямой кишке еще недавно оставлял больным несколько недель жизни. Сегодня он излечим. Рак желудка с метастазами убивал людей за несколько месяцев, сейчас пациенты с этим диагнозом живут годами. Еще недавно совершенно безнадежные меланома или рак легких в настоящее время переходят на позиции хронических заболеваний, все больше больных перешагнули за десятилетний рубеж.

Химиотерапия сегодняшнего дня уже не работает так жестоко и слепо, как несколько лет назад, а специалисты в области нанотехнологий все увереннее говорят о скором появлении так называемой умной таблетки, способной на самой начальной стадии распознавать и нейтрализовать процесс бесконтрольного деления пораженных клеток.

"Это еще в перспективе. Но в ближайшем будущем мы сможем совмещать облучение и иммунотерапию на клеточном уровне. Уже сегодня мы все реже делаем операции, предпочитая им точечное облучение", — говорит Элияху Раз, заведующий отделением радиотерапии клиники Ихилов.