Российская оппозиция слетелась в Вильнюс, чтобы составить "список Путина"

В Вильнюсе открывается форум "Свободной России" — съезд российской оппозиции, уже четвертый по счету. Среди "звезд" встречи — Гарри Каспаров, беглый депутат Илья Пономарев, экономист Андрей Илларионов, и другие оппозиционные деятели и журналисты, которые давно покинули родину.

Автор: Дмитрий Киселев

В Вильнюсе открывается форум "Свободной России" — съезд российской оппозиции, уже четвертый по счету. Среди "звезд" встречи — Гарри Каспаров, беглый депутат Илья Пономарев, экономист Андрей Илларионов, и другие оппозиционные деятели и журналисты, которые давно покинули родину.

Главным событием на форуме обещает стать составление "списка Путина", куда, по мнению нашей заграничной оппозиции, должны войти люди, ответственные "за нынешнее положение в России". С этим санкционным списком они, надо думать, отправятся в Америку, чтобы сверить — вдруг еще кого-то в действующем американском антироссийском списке нет.

Автор: Елена Ерофеева

На Кафедральной площади Вильнюса — рождественская ярмарка. Немцы жарят колбаски и варят глинтвейн, украинцы разливают борщ по пластиковым стаканам, русские угощают блинами и сорокаградусной. Европа готовится к Рождеству — не до политики.

По другую сторону площади в гостинице "Рэдиссон Астория" собирается российская оппозиция на выезде. Слетелись на форум "Свободная Россия". Главный идеолог Гарри Каспаров приезжает вечером в сопровождении Андрея Илларионова. Охранник снимать запрещает.

В день открытия форума нашу съемочную группу встречает наряд полиции. Тщательно изучают документы, на всякий случай предупреждают: весь день полицейская машина будет стоять напротив гостиницы — сегодня может быть всякое. Уже с порога участники "Свободной России" ставят запреты. Говорим с участником форума Иваном Тюриным.

- Если это форум свободной России, мы — свободная пресса свободной России.

- Вы не свободная пресса. Вы вообще не пресса. Вы — пропагандисты. Вас не аккредитовали и никогда не аккредитуют. Нет, аккредитуют, когда будет демонтаж путинского режима. Будут люстрированы все ваши руководители.

- Нас тогда сожгут всех?

- Не знаю, как получится.

Воинствующие оппозиционеры стараются держать себя в руках. Для них корреспонденты российских государственных каналов — люди нерукопожатные. Вот адвокат Марк Фейгин, защищавший Надежду Савченко, смотрит с яростью, но проходит мимо. Скрывается за спинами литовских охранников, разговора не будет.

Откажется говорить и бывший российский, а ныне перебежавший на Украину журналист Айдер Муждабаев. Чтобы сдержать эмоции, просит воды. Шагами измеряет вестибюль. "Извините, а можно вызвать полицию? Они мне надоели. Они ко мне пристают. Отойдите от меня! Вы нарушаете моё личное пространство!" – остро реагирует журналист.

Еще один — новообращенный украинец, бывший депутат Госдумы Илья Пономарев в интервью не отказывает. Он весел, приветлив, шутит. Когда говорит о России, в его интонации появляется легкая грусть: он бы вернулся, да уголовное дело не пускает. Российские следователи обвиняют Пономарева в растрате 750 тысяч долларов фонда Сколково.

- С удовольствием бы приехал.

- Так уголовное дело, наверное, над вами висит.

- Вот поэтому и не получается. Не получится ж с друзьями поговорить. Только передачу в тюрьме.

- За чей счет банкет?

- За наш. Каждый за себя платит.

- Дорого?

- Ну, вы же здесь останавливаетесь, знаете.

- У нас денег не хватает здесь останавливаться.

- Бедная? Вам проспонсировать гостиницу?

- Нет, спасибо. Мы сами.

У стола аккредитации иностранцев больше, чем русских. Показательно игнорировали только российскую прессу. Нужно было поручительство доверенных лиц, то есть быть вхожим в оппозиционные круги. И хотя свободных мест в арендованном зале было много, посторонних не пускали.

Посиделки оппозиционного кружка большого интереса у общественности не вызвали. Ждали многих — именные бейджи заготовили, блокноты, ручки. Но ехать за канцтоварами в Литву, чтобы просто поговорить, пустое дело. Ведь опять ничего конкретного: ни объединяющей идеи, ни программы. У них общий только вымышленный враг.

Трансляцию вели в Интернете, самым долгим было выступление Гарри Каспарова. Он будто копил в себе ненависть к России и решил выговориться. Во всем докладе — ни одного светлого пятна. Даже Европа под руку с Америкой оказались не надежными: "Я понимаю, конечно, западная элита продажна. Труслива, медленна. И тем не менее, этот механизм постепенно поворачивается".

Народ постепенно растворялся, зал почти опустел. В Вильнюсе собираются уже в четвертый раз.

Шесть часов подряд с небольшими перекурами. Завтра продолжат. Решили обсудить санкции против кремлевской элиты.