Тема:

Психология 8 суток назад

Чтение статей на электронных устройствах мешает пониманию научного текста

Люди, часто использующие электронные устройства, не слишком успешно прошли тест на понимание текста после ознакомления с научными статьями.
Фото Global Look Press.

Читайте нас в Telegram

Люди, часто читающие при помощи электронных устройств, могут испытывать трудности с пониманием научных концепций. Об этом заявили учёные Университета Пенсильвании. Авторы работы полагают, что их выводы могут дать представление о том, как чтение научного текста отличается от других статей.

Группа взрослых людей, часто использующих электронные устройства, не слишком успешно прошла тест на понимание текста после ознакомления с научными статьями по сравнению с теми, кто не так хорошо "дружен" с девайсами. Всем участникам предлагалось ознакомиться с несколькими научными статьями, рассказывает профессор психологии Пин Ли (Ping Li).

Специалисты набрали группу из 403 человек, чтобы те прочитали восемь статей. Участники исследования знакомились со статьями, состоявшими в среднем из 300 слов (или 30 предложений), читая в собственном ритме предложение за предложением.

Для другого исследования было приглашено 107 человек, которым необходимо было прочитывать сразу один абзац текста. Прочитав статью, они отвечали на десять вопросов (задание на выбор правильного ответа из нескольких возможных). Их также попросили рассортировать ключевые термины из статьи по группам.

"Такое задание было создано для того, чтобы определить структуру знаний, выработанную после прочтения научных текстов", — пояснил Ли.

По его словам, чем больше времени люди ежедневно уделяли внимание электронным девайсам (например, чтению текстов на смартфоне, просмотру видео, играм, переписке или чтению книг), тем хуже у них получалось понять научные тексты.

"Существует множество положительных применений электронных девайсов, и я сторонник цифрового обучения", — говорит Ли. Тем не менее, по его мнению, чтение с гаджетов не приносит пользу, когда дело доходит до понимания научных концепций.

По его мнению, электронные устройства способствует тому, что люди выхватывают и улавливают лишь кусочки и крошечные фрагменты материала. Однако для понимания научной информации требуется более целостный поход. При таком чтении необходимо структурировать информацию.

Кроме того, чтение научных статей, считают авторы работы, отличается от чтения рассказов, например.

"Во многом чтение научного текста отличается от чтения какой-нибудь повести, — поясняет Ли. – Скажем, в произведении "Гарри Поттер" у вас есть персонажи, есть сюжет и развитие сюжетной линии. И это причина, почему вы в нём заинтересованы".

Иными словами, говорит автор работы, человек может легко, что называется, окунуться в произведение, а вот о научном тексте такого сказать нельзя.

"Человек пытается понять новые и незнакомые ему концепции, а также определить, как они связаны между собой. И это совершенно другой процесс", — добавляет Ли.

Учёные считают, что их работа может пригодиться как студентам, которым необходимо читать научные статьи, так и учёным, желающим сделать свою информацию более доступной и читаемой.

В будущих работах авторы исследования хотят использовать инструменты построения изображения мозга, чтобы определить, какие его области задействованы при чтении научных текстов.

Авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) ранее рассказывали, что чтение вслух улучшает процесс запоминания, а полюбить науку школьникам помогают не книги, а эксперименты.

Сегодня