Тема:

Умер Леонид Броневой 22 месяца назад

Броневой называл сцену и поэзию своими лекарствами

Прощание с Леонидом Броневым пройдет в понедельник, 11 декабря, в Большом зале "Ленкома", об этом сообщили в администрации театра. Один из любимейших актеров не одного поколения скончался утром на 89-м году жизни. Всенародную популярность Броневому принесла роль Мюллера в киноленте "Семнадцать мгновений весны". Всего на счету великого артиста 40 кинообразов и более полусотни ролей в театре.

Броневой говорил: "Ничего не спасает. 60 лет опыта — ничего. Не знаешь, как читать, что говорить, куда ходить. Совершенно беспомощен. Такая профессия. Трудная".

О "трудной профессии" в его личном сценарии жизни не было ни слова. Журналист или дипломат вечно в разъездах, всегда в курсе — об этом мечтал Леонид Броневой. Но, как бывает только в кино, блестящая карьера актера стала результатом стечения обстоятельств. Сына репрессированного из-за происхождения не брали никуда, кроме как в Ташкентский театральный.

О годах в институте он потом не раз вспомнит — на парах и репетициях чувство голода не покидало ни на секунду. Чтобы заработать, после занятий приходилось входить в роль переводчика с узбекского или диктора на местном радио.

"Тогда был только прямой эфир, не в записи, как сейчас. Перед каждым у нас был такой штурвальчик маленький. Если вперед, ты уже в эфире, а если хочешь кашлянуть или чихнуть, надо скорее обратно, откашляться и опять открыть", — рассказывал Броневой.

А еще были песни под аккордеон в закусочных, игры в домино на Тверском бульваре, чтобы не умереть с голоду. Броневой по фамилии и по характеру, говорили друзья. Перед тем как приняли в труппу на Малой Бронной, а потом в "Ленком", в год менял несколько театров. Работал в Грозном, Иркутске и Воронеже. В 30 лет пережил смерть жены, остался с маленькой дочкой на руках. Тогда, казалось, испытания навалились сразу. Все, кроме испытания славой.

Мюллера в "Семнадцати мгновениях весны" Броневой сыграл в 45. Роль в главном советском блокбастере и сразу — звание Народного артиста. Сейчас сложно представить, что вместо группенфюрера Броневому сначала предложили сыграть Гитлера. Отказался, объяснив, что нечего тут играть.

Его фирменную непроницаемость копировали, а про Мюллера сочиняли анекдоты. Но эталонная, как говорят профессионалы, роль рождалась прямо на съемочной площадке. Получив мундир на два размера меньше, Броневой не стал ругать гримеров, а просто подергивал головой, чтобы воротник не врезался в шею. Татьяне Лиозновой объяснил, это нервное, ничего не поделаешь. Режиссер решила — это будет "краска" в самых напряженных местах.

Ему почти не давали главных ролей. Но из-за особого, будто помноженного на серьезность обаяния, даже игра в коротком эпизоде запоминалась моментально. Слова тут же врезались в память.

Его, сатирика-куплетиста Велюрова из "Покровских ворот", цитировали на каждой советской кухне. Аркадий Варламович Броневой получился не столько самовлюбленным и вспыльчивым, сколько трогательным и романтичным.

Перенеся инфаркт, он называл работу "адской", но никогда не жаловался на жизнь. Отчасти себя, немного угрюмого и бесконечно требовательного к профессии, Леонид Броневой сыграл в фильме "Простые вещи" Алексея Попогребского.

Эпизод с чтением Тютчева наизусть буквально списан с реальной жизни. В последние годы поэзию Леонид Броневой называл своим лекарством. Впрочем, только вторым, после сцены.

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере