Образование значительно снижает риск развития болезни Альцгеймера

Знание √ сила, а теперь ещё и защита от развития страшной болезни.

Знание √ сила, а теперь ещё и защита от развития страшной болезни.
Иллюстрация Global Look Press.

Многообещающие лекарства от болезни Альцгеймера пока не оправдывают возложенных на них надежд. Поэтому многие учёные решили сосредоточиться на поиске методов профилактики этого возрастного заболевания. Так, выяснилось: чем больше времени человек тратит на получение образования, тем меньше у него шансов рано или поздно услышать из уст докторов этот диагноз.

Гипотеза о том, что образование защищает человека от болезни Альцгеймера, получила дальнейшее развитие благодаря новым исследованиям учёных Кембриджского университета. Последние подтвердили: образование действительно может снизить риски развития страшной болезни.

Болезнь Альцгеймера – ведущая причина развития деменции (слабоумия). Её главной отличительной чертой является формирование так называемых бляшек и клубков деформированных белков, которые приводят к постепенной смерти клеток мозга. Люди, страдающие таким заболеванием, испытывают проблемы с памятью и общением, у них также наблюдается дезориентация и изменения в поведении.

Причины возникновения болезни Альцгеймера по большей части неизвестны, а попытки разработать лекарства, помогающие замедлить ход недуга или вовсе излечить человека, пока не приносят результата.

Всё это привело к увеличению интереса учёных к тому, можно ли уменьшить число заболевших, борясь с распространёнными факторами риска. И действительно, работа специалистов из Научно-исследовательского института общественного здоровья при Кембриджском университете показала: число случаев заболеваемости болезнью Альцгеймера сокращается в Великобритании, вероятно, из-за улучшений в сфере образования, сокращения количества курящих людей, более качественного питания и увеличения физической активности населения.

"Многие исследования показали, что некоторые факторы риска более распространены у людей с болезнью Альцгеймера, но определить, действительно ли они вызывают этот недуг, сложнее", — говорит профессор Хью Маркус (Hugh Markus) из Кембриджского университета.

Например, многие работы показали: чем больше лет человек потратил на получение образования, тем ниже у него риск развития болезни Альцгеймера. Но трудно сказать, является ли такой эффект следствием получения образования, которое улучшает работу мозга. Возможно, причина в другом: в жизни более образованных людей (как правило, происходящих из более богатых семей) нет других факторов риска, вызывающих эту болезнь (или они значительно меньше), говорят учёные.

Профессор Маркус тщательно анализировал эти факторы, используя особую технологию — менделевскую рандомизацию (mendelian randomisation). Метод включает в себя изучение ДНК человека и сравнение генов, связанных с факторами риска (например, гены, связанные с уровнем образования или связанные с курением) и наблюдением за тем, какие из этих генов также связаны с болезнью Альцгеймера.

Если ген связан и с тем, и другим, то это даёт учёным право предположить, что этот фактор риска действительно вызывает заболевание.

Так, специалисты изучили аллели, увеличивающие различные факторы риска, чтобы увидеть, были ли они более распространены у 17 тысяч пациентов с болезнью Альцгеймера. Учёные обнаружили явную связь с аллелями, которые "прогнозируют" высокий уровень образования.

"Это даёт дополнительные убедительные доказательства того, что образование связано с меньшим риском развития болезни Альцгеймера", — говорит ведущий автор исследования доктор Сусанна Ларссон (Susanna Larsson), в настоящий момент она работает в Каролинском институте (Швеция).

По её словам, исследование "даёт право предположить, что повышение уровня образования может оказать значительное влияние на сокращение числа людей, страдающих этим разрушительным заболеванием".

Впрочем, как именно образование может снизить риск развития недуга, неизвестно. Одним возможным объяснением связи уменьшенного риска развития болезни и уровнем образования является идея "когнитивного резерва" – способности привлекать альтернативные сети мозга или использовать мозговые структуры, которые обычно не участвуют в компенсации старения мозга.

Данные свидетельствуют о том, что образование помогает улучшить мозговую "проводку" сети нейронов, а следовательно, может и увеличить этот резерв.

Авторы работы также изучили и другие факторы риска, включая курение, потребление витамина D, алкоголя и кофе. Однако эти факторы не являются решающими, согласно выводам учёных.

Результаты исследования представлены в научном издании The BMJ.

К слову, о других факторах риска: оказалось, что один из видов распространённого растительного масла провоцирует развитие болезни Альцгеймера. А вот уменьшать риск развития слабоумия может литий в воде, оливковое масло, виноград и даже сауна.