"Звездные войны: Последние джедаи": прошлое должно умереть

12 декабря в Москве состоялся пресс-показ фильма "Звездные войны: Последние джедаи" - восьмого эпизода киносаги, самого длинного, самого милого и самого красивого фильма серии. А еще это либо лучшие, либо самые скучные "Звездные войны", которые вы когда-либо видели... Третьего, кажется, не дано.

12 декабря в Москве состоялся пресс-показ фильма "Звездные войны: Последние джедаи" — восьмого эпизода киносаги, самого длинного, самого милого и самого красивого фильма серии. А еще это либо лучшие, либо самые скучные "Звездные войны", которые вы когда-либо видели... Третьего, кажется, не дано.

Решение писать рецензию на блокбастер "Звездные войны: Последние джедаи" только на следующий день после пресс-показа было правильным. Вчера я выходил из зала в ярости, в голове крутились лишь "умилительные" рожицы местных "эвоков" из новой картины и мысль о том, что эти джедаи действительно могут стать для меня последними. Сегодня я проснулся с пониманием того, что "Звездные войны" окончательно вступили в новую эру. Студия Disney сделала свой ход, и мир никогда не будет прежним. Это вам, скорее всего, не понравится, но, наверное, это не всегда плохо.

Впрочем, несмотря на вступление, сначала я собираюсь пройтись катком по картине, которая убила-таки классические "Звездные войны". Если вы признаете только старую трилогию, считаете, что в приквелах нет вообще ничего хорошего, а про новейшие фильмы стараетесь не думать, то для вас в "Последних джедаях" плохо все. Фильм порой выглядит как набор слабо связанных между собой сцен. Философия и идея картины тонет в идиотизме происходящего, сюжет пестрит дырами, персонажи появляются, как пресловутые рояли в кустах, и повсюду, ПОВСЮДУ, выскакивают "милые" зверушки и "юмористические" сценки.

Трудно не сравнивать "Последних джедаев" с пятым эпизодом саги ("Империя наносит ответный удар") и вообще воспринимать его серьезно, когда первый раз закатываешь глаза и всплескиваешь руками уже через 15 секунд после начала ленты. Когда понимаешь, что вступление из убегающих в бесконечность хорошо знакомых золотых букв чуть ли не слово в слово повторяет строчки из фильма 1980 года. Помните базу повстанцев, нападение имперцев, эвакуацию? Готовьтесь "удивляться". Хоть снега на планете нет, и на том спасибо.

Дальше будут и сражения звездолетов, отдельные моменты которых под стать разве что какой-нибудь ужасной пародии на Star Trek (космические бомбардировщики, сбрасывающие бомбы в невесомости исключительно вертикально вниз, вам привет), и космическая погоня, по динамике напоминающая черепашьи бега или эпизод с дракой стариков в мультсериале "Гриффины", и, конечно, штатная вылазка к врагам.

Событий много, но многострадальному герою седьмого эпизода – черному штурмовику-перебежчику Финну – почти не нашлось места в фабуле нового фильма. Поэтому создателям пришлось выдумать для него отдельную сюжетную линию, где можно было бы побегать, поучаствовать в комичных сценах, найти в кустах еще пару персонажей и избавиться мимоходом от одного злодея. Каким-то немыслимым образом сценаристам удалось притянуть эту историю за уши к кульминации основного сюжета, но более осмысленным происходящее от этого не стало. Вообще все события фильма развиваются исключительно за счет случайностей, а не внутренней логики. Герои случайно встречаются, случайно находят решение своих проблем, случайно спасаются и случайно побеждают.

Для выполнения задания вам нужен конкретный человек с уникальными способностями, которого можно найти только в одном месте? Что ж, неважно, куда вас там занесет, на голову обязательно свалится еще один специалист, такой же "уникальный". А поможет вам при этом кто-нибудь меховой с большими блестящими глазками. Вообще весь фильм, по сути, о том, как милые животные (и Чубакка) спасают повстанцев.

Персонажи, пришедшие из седьмого эпизода, совершенно не развиваются. То есть они говорят, что изменились, "толкают" сильные речи, заставляя зрителя думать, что вот-вот все пойдет по-другому, но когда доходит до поступков – делают все то же, что и раньше. Отказ выполнять прямой приказ, а спустя два часа беспрекословное ему подчинение я назвать развитием не могу (Ты солдат, в конце концов, По, а ведешь себя, как истеричка!).

Выделяется на этом фоне только Люк Скайуокер. Марк Хэмилл выдает отличную игру, и вообще делает то, что должен делать его герой – рефлексирует, задает важные вопросы, сражается. Пусть в первой половине фильма он и старательно изображает упившегося бомжа, но затем переодевается, причесывается – и вот уже на экране любимый магистр-джедай. Эпизоды со Скайуокером мрачны, серьезны, всегда наполнены смыслом. Он единственный, кому здесь можно по-настоящему сопереживать. За него боишься, за него радуешься, его ждешь... А потом снова видишь "умилительную" полуптицу или ледяную лисичку, и все возвращается на круги своя – в какое-то особое веселенькое диснеевское колесо Сансары.

Создатели "Последних джедаев" не могли забыть, что явно комичные элементы из прошлых трилогий (эвоки и Джа-Джа) были одними из самых противоречивых моментов в этих фильмах. Логично предположить, что авторы восьмого эпизода намеренно вставляли шутки и забавные моменты через каждые пять минут, видимо, чтобы зритель не заскучал, не дай бог, не усомнился в победе добра, не почувствовал серьезность и ужас ситуации. А события ведь мрачные и даже трагичные – вполне впору 5-му эпизоду. Здесь и повстанцы на грани гибели, и предательство, и принесенные жертвы. Вот только что геройские, что злодейские поступки совершают пустые персонажи, которые абсолютно не трогают, а порой мы и имен-то их не знаем. Избыток юмора превращает картину из части Саги с большой буквы в еще одну сказку Disney. В них нет ничего плохого, они, как правило, учат добру, хорошо срежессированны и по-настоящему смешны. Только вот вывеска "Звездные войны" над такой сказкой вызывает когнитивный диссонанс.

Конечно, не все так плохо. Философия вселенной "Звездных войн" здесь поднята на новый уровень. Люк Скайуокер становится рупором режиссера (кстати, давнего фаната саги), по делу критикует джедаев, выводит на первый план почти греческую трагедию учителя и ученика. Жаль, что вся эта глубина погребена под общим идиотизмом происходящего.

На вопросы, поставленные в седьмом эпизоде, даны неожиданные, свежие и провокационные ответы. Фанатам, они, скорее всего, не понравятся, но их необычность и новизну трудно оспорить. И это при том, что, как и "Пробуждение силы", "Последние джедаи" играют на ностальгии. Этот фильм весь соткан из знакомых моментов, но в отличие от почти полной кальки, как в прошлом эпизоде, здесь они не так выпирают, всегда отличаются чем-то важным — перспективой, взглядом. Это интересно, но не отменяет того факта, что все это мы уже видели.

Как и любой другой фильм саги, "Последние джедаи" – это чудесная, пробирающая музыка, изумительный видеоряд, качественные спецэффекты. Пресс-показ проходил в формате 4K. Перед началом было сказано много слов о небывалой четкости, контрастности и яркости изображения, и каждое было абсолютной правдой. С визуальной точки зрения смотреть такой фильм на большом экране в 4K – одно удовольствие!

И еще немного о главном. Помните, как Лэндо Калриссиан в свое время за пять минут благодаря харизме и сценарию влюблял в себя зрителей? Мы верили, что он старый и верный друг Хана Соло, отчего его предательство ощущалось втрое болезненней. Здесь тоже есть предатель – не пойми кто, не пойми откуда. И самое удивительное, что сделано это, кажется, специально. Всеми силами режиссер пытается отойти от классики – от противостояния добра и зла. Если герой – то обычный человек на войне, а не кто-то из могучего рода Скайуокеров. Если злодей – то тоже обычный человек. Все символы прошлого встречают свой славный или бесславный конец. Все кончено, Кайло Рен разбивает шлем.

Благодаря этому фильму мир "Звездных войн" больше не делится на черное и белое. В любой другой ситуации это было бы бесспорным плюсом картины. Здесь – не знаю. Каждому придется самому ответить на этот вопрос. Ожидали многие явно не этого, но Disney пошел своим путем. "Звездные войны", какими мы их знали, окончательно мертвы. Да здравствуют "Звездные войны"?

"Последние джедаи" попытались сдвинуть парадигму вселенной, созданной Джорджем Лукасом, изменить наше понимание происходящего в ней, размазать границу между светом и тьмой, о которых так много говорят джедаи. И если задуматься, возможно, это лучшее, что могло произойти со "Звездными войнами" под крылом студии Disney. Ах, если бы только это крыло не состояло из неуместного юмора, идиотских сценарных ходов и космической бредятины!