Инженеры наделили машины "нервами", реагирующими на боль и предупреждающими о повреждении

Если подарить машинам "чувствительность" к повреждениям, можно более эффективно их ремонтировать и обслуживать, а также экономить средства на замене запчастей.

Если подарить машинам "чувствительность" к повреждениям, можно более эффективно их ремонтировать и обслуживать, а также экономить средства на замене запчастей.
Фото pixel2013/pixabay.com.

"Нервы" из магнитострикционного материала окружает несколько слоёв композитных материалов.

"Нервы" из магнитострикционного материала окружает несколько слоёв композитных материалов.
Фото Clemson University Relations.

Если подарить машинам "чувствительность" к повреждениям, можно более эффективно их ремонтировать и обслуживать, а также экономить средства на замене запчастей.
"Нервы" из магнитострикционного материала окружает несколько слоёв композитных материалов.
Травмы случаются у всех. Даже у машин. Чтобы "лечение" транспортных средств проходило более оперативно и эффективно, инженеры создали специальные "нервы", реагирующие на "боль" и "умную" систему, которая предупредит владельца о повреждении.

Травмы случаются у всех. Даже у машин. Типичная ситуация: человек возвращается к стоящему автомобилю и видит на нём царапину, хуже того вмятину, или находит на земле сбитое другим водителем боковое зеркало.

Но что, если бы машина могла "почувствовать боль" прямо в момент повреждения и сразу же сообщить об этом хозяину? Нет ничего невозможного, уверены американские исследователи.

Команда из Университета Клемсон при поддержке Исследовательского центра вооружённых сил США представила "умный" материал, который поможет транспортным средствам ощущать повреждения подобно тому, как нервы человека порождают боль.

По задумке разработчиков, "нервы" машины, да и вообще любого транспортного средства – от танка до вертолёта – должны работать совместно с системой оповещения, которая активируется непосредственно в момент повреждения и сообщает о нём пользователю. Такая система пригодится в обслуживании и ремонте, а также в поисках виновника аварии.

Для создания "машинных нервов" инженеры использовали магнитострикционный материал, который реагирует на изменения магнитного поля или физическое напряжение. Слой из него зажат между несколькими слоями композитных материалов.

Разнообразие последних увеличивается с каждым днём. К тому же композиты подходят для создания деталей к любым видам транспорта. По словам специалистов, очень часто композитные материалы с виду напоминают обычный пластик, но на деле они легче и прочнее металлов, в том числе стали.

В итоге получается сэндвич-панель, по структуре напоминающая ламинат, которую можно установить в транспортное средство. Авторы отмечают: уникальность такой разработки заключается в том, что магнитострикционный материал встроен в саму панель и является её системной частью, а не прикрепляется сверху, как внешний датчик.

"Нервы" из магнитострикционного материала окружает несколько слоёв композитных материалов.

Хотя саму систему в целом вполне можно назвать "датчиком-диагностом". Она реагирует на удары, растрескивание или необычную (сверх нормы) нагрузку.

Когда происходит повреждение, отчёт о нём отправляется на компьютер. Причём "умный" композитный материал сам "оценивает" степень тяжести ущерба и даже может подсказать, нужно ли немедленно отправиться в ремонт, или машина сможет продолжить движение, несмотря на поломку. Примерно так же нервная система человека передаёт "отчёт" о болевых ощущениях в мозг (мы точно знаем, когда можно отделаться матерным словом, а когда нужно вызывать скорую помощь).

Исследователи уверены, что, если повысить "чувствительность" машин к повреждениям, можно будет более эффективно их ремонтировать и обслуживать, а также экономить на замене запчастей. К примеру, военные инженеры обязаны в качестве меры предосторожности периодически менять детали транспортных средств, независимо от того, обнаружена ли в них поломка или нет. То есть, если деталь отслужила положенный ей срок, её в любом случае отправляют в утиль. Встраиваемые "умные" датчики помогут определить, действительно ли требуется замена, что сэкономит время мастеров и сократит расходы.

В конечном итоге команда надеется, что новая разработка найдёт самое широкое применение. Кроме того, систему можно усовершенствовать и адаптировать для работы с другими аппаратами, к примеру, с робототехникой, которой также требуется "чувствительность".

Добавим, что ранее учёные представили несколько видов самозалечивающихся материалов. Например, самовосстанавливающийся бетон и материал для дорожного покрытия, а также композитные материалы, которые способны самовосстанавливаться много раз.