Москва может лишиться исторического панно на Серпуховской площади

Знаменитую мозаику на Серпуховской площади, прославляющую подвиг создателей первого искусственного спутника Земли, не включили в список объектов культурного наследия. В итоге полувековое полотно могут просто закрасить или сбить с фасада. Как так получилось?

Знаменитую мозаику на Серпуховской площади, прославляющую подвиг создателей первого искусственного спутника Земли, не включили в список объектов культурного наследия. В итоге полувековое полотно могут просто закрасить или сбить с фасада. Как так получилось?

За фальшивым фасадом едва угадывается декоративное панно — олицетворение силы целой эпохи: "Мы строим коммунизм". Теперь величественные силуэты сами оказались в рутине стройки.

"Мы строили, мы всю жизнь работали и верили, что все так и будет, как на картинке", — говорит один из прохожих.

Масштабное мозаичное полотно появилось на Серпуховской площади в 1967 году. Это копия изображения на плотине Волжской ГЭС. В Москве воссоздали центральный фрагмент: три фигуры, устремленные вперед, символизируют мир, труд и прогресс.

— Собственник уберет, конечно, а хотелось бы, чтобы оставил.

Теперь бывший доходный дом купца Терентьева, которому уже больше века, скрыт за строительными лесами. Он — частная собственность, и декоративный элемент на нём — тоже.

Оригинальные панно на фасадах столичных домов стали появляться в начале XX века. Декоративные элементы наполнены содержанием. У каждого своя история, сюжет и автор. Например, особняк Перцовой в Соймоновском проезде: расписные детали сказочного дома — дело рук создателя русской матрешки Сергея Малютина. А это — уже гостиница "Метрополь" и майоликовое творение Врубеля "Принцесса Грёза". Буквально в ста шагах — "Националь". Первое панно — с изображением бога Зевса — было утрачено. Новая картина — о смелых планах революции.

"Дом уникален сам по себе хотя бы потому, что вся революция делалась отсюда. Во время боев был очень сильно поврежден фасад здания, и панно решено было не восстанавливать, а сделать другое", — говорит москвовед, журналист Станислав Симонов.

В начале XX столетия модерн сменяет конструктивизм. Есть такие панно, которые домам спасли жизнь. Кожевнические бани сохранили благодаря оригинальной керамической фризе, что лентой обрамляет фасад. На Воробьевых горах — всем известный профиль вождя революции и пионеры у костра. Это Дворец юношества и творчества. По образцам монументального искусства можно изучать историю — страны и города.