Образец избирательного правосудия: гаагского трибунала больше нет

Международный трибунал по бывшей Югославии закрыт. Правда, за 24 года он успел дать миру десятки примеров так называемого избирательного правосудия.

Госдеп США одобрил коммерческие поставки летального оружия Украине. Правда, пока речь только об одной лицензии на крупнокалиберные снайперские винтовки. Но украинские силовики, кажется, уже воодушевились перспективой и обрушили град снарядов и мин на окрестности Донецка. В Ясиноватой двое убитых жителей и 11 поврежденных зданий, в том числе детский сад.

Таким образом, Вашингтон вновь пытается урегулировать конфликт своим особым способом, просто поддержав одну из сторон. К аналогичной тактике он прибегал, к примеру, в Югославии, причем, не только во время самого конфликта, но и когда настало время суда над его участниками. Сегодня Международный трибунал по бывшей Югославии закрыт. Правда, за 24 года он успел дать миру десятки примеров так называемого избирательного правосудия.

На церемонию закрытия пригласили всех прокуроров, судей и канцелярию трибунала. Высокие гости — король Нидерландов и генеральный секретарь ООН. Память погибших во время войны в Югославии почтили минутой молчания.

О тех, кто погиб в застенках трибунала, не обмолвились ни словом, хотя их было 17. Один из самых знаковых — сербский президент Слободан Милошевич, которого обвиняли в преступлениях против человечности, геноциде боснийских мусульман, создании концлагерей и депортации. Он умер от обширного инфаркта при до сих пор не выясненных обстоятельствах. Его оппонент — прокурор Карла Дель Понте — на церемонию закрытия не пришла.

В 2008 году она сделала скандальное признание об избирательности этой инстанции. Ей не дали начать дело против албанцев, которые похищали сербов и торговали органами. Причем, мешали не только размещенные на земле силы НАТО.

"Помню, мы обнаружили возможное место массового захоронения в Албании. Было чрезвычайно важно "докопаться" до истины и найти остальные места массовых захоронений. Но мы не могли отправиться в Албанию, так власти отказались с нами сотрудничать. В любом случае, завершить начатое расследование мы не смогли. И так происходит не в первый раз", — сообщила в 2008 году Карла Дель Понте, прокурор Международного трибунала ООН по Бывшей Югославии с августа 1999 года по 30 января 2007 года.

Судья командира боснийских сербов Ратко Младича на церемонии довольно пел. Во время оглашения приговора он же отказал Младичу в медицинской помощи, хотя у того случился гипертонический криз, а до того два инфаркта и инсульт. Его вывели из зала. Генерала приговорили к пожизненному за события в Сребренице, осаду Сараево и геноцид.

"25 июня 1995 года 9-летняя девочка Сидбелла вышла на улицу в Сараево погулять с друзьями, и ее убила брошенная на детскую площадку граната. Мы, вероятно, никогда не узнаем, кто бросил эту гранату. Но мы знаем, кто несет ответственность за осаду Сараево — Караджич и Младич", — заявляла мэр Гааги Паулина Крикке.

На закрытом фуршете вряд ли вспоминали и хорвата Слободана Праляка. Генерал, обвиненный в пытках и массовых убийствах боснийских мусульман, получил 20 лет. Несогласный с решением, он выпил яд и позже умер в больнице.

Впрочем, были и оправдательные приговоры — всего 20. Пожалуй, самый неожиданный вынесли лидеру сербских радикалов Воиславу Шешелю. Признания своей невиновности он ждал в следственном изоляторе трибунала 12 лет.

Трибунал в общей сложности работал 24 года работы. За это время провели более 150 судебных процессов. Вынесено 90 обвинительных приговоров, из них 60 – в отношении сербов. Оставшимися делами и апелляциями будет заниматься структура, специально для этого созданная Советом Безопасности ООН.

Методы работы трибунала по бывшей Югославии до сих пор вызывают неоднозначную реакцию. Неоправданно затянутые дела, не всегда беспристрастное отношение к подсудимым, двоякий подход и сильный перекос по этническому признаку — большинство осужденных сербы. Впрочем, возможно, такова и была миссия трибунала. Церемонию закрытия завершили под звон бокалов шампанского.