"Сегодня мы все – Оливер": что ждет Сербию и Косово после убийства Ивановича?

Сербия и Косово договорились продолжить диалог по нормализации отношений, несмотря на убийство Ивановича. Президенты Александр Вучич и Хашим Тачи пришли к такому решению во время телефонного разговора. И сегодня же в Белграде похоронили Оливера Ивановича.

Сербия и Косово договорились продолжить диалог по нормализации отношений, несмотря на убийство Ивановича. Президенты Александр Вучич и Хашим Тачи пришли к такому решению во время телефонного разговора. И сегодня же в Белграде похоронили Оливера Ивановича.

Очередь начинается еще за воротами кладбища: тысячи человек ждут возможности отдать дань памяти и уважения Оливеру Ивановичу. Сделать траурную церемонию открытой — просьба семьи.

Родные убитого политика очень хотели обойтись без формальностей и протокола. Главное — чтобы попрощаться с Ивановичем здесь, в Белграде (точно так же, как в Митровице накануне) смог каждый. "Выстрел в Ивановича — это выстрел в целый народ". Таковы слова Патриарха Сербского Иринея, которые сегодня готов повторить почти каждый пришедший. А еще они готовы добавить: "Сегодня мы все — Оливер".

"Мы потеряли отца, брата, учителя, друга, излучавшего храбрость и оптимизм, посвятившего Сербии и сербам в Косове свою дружбу, свою преданность, и в итоге – свою жизнь, — говорит Таня Петрович, друг семьи Оливера Ивановича. — Свою силу и оптимизм он передал всем — семье, Сербии, нам всем. Мы все – Оливер".

От Приштины, которая, запретив Белграду участвовать в расследовании, гарантировала себе монополию на следствие, нет никаких новостей. Ни версий, ни подозреваемых. Хотя поиск тех, кому мешал убитый политик, очевидно, начинать стоило бы именно в Косово, где активная и непримиримая позиция Ивановича по защите сербского населения очень многим не нравилась.

Не по душе она была и властям автономии — преимущественно албанцам. И тем, кто за ними стоит: тот факт, что лидеры края в решения абсолютно не самостоятельны, вряд ли секрет.

"Это, в первую очередь, определенные круги американской и великобританской политики, которые очень много вложили в создание такого преступного государства в Косово, — считает Владимир Кршлянин, руководитель сербского отделения Международной славянской академии. — Они, конечно, связаны с наркомафией косовской. Они боятся потерять источник прибыли, источник своего влияния. И как-то укрыться от международной юстиции, которая тоже может вступить в силу".

Международная юстиция — это специальный трибунал по преступлениям боевиков бывшей Освободительной армии Косово. В числе подозреваемых — почти все руководство автономии: от главы парламента до премьер-министра. Суд должен был начать работу в ближайшее время. А громкое убийство может быть попыткой спутать карты и сместить акценты.

"Это является крупной проблемой для косовских сербов, — комментирует Никола Танасич, журналист. — Если начинают убивать самых порядочных, самых авторитетных, самых образованных, самых уважаемых людей, которые точно не связаны с преступными кругами, не связаны с террористами, не связаны с теневой экономикой, — то тогда создается такое ощущение, что там для нормальных людей жизни нет".

Именно с этим — попыткой запугать сербское население автономии — Оливер Иванович и боролся. Как теперь понятно — ценой собственной жизни. Политика похоронили на Аллее заслуженных граждан Нового кладбища сербской столицы.