Навстречу лечению или террору? Создан первый синтетический вирус оспы

Оспа стала первым заболеванием, против которого медики применили вакцину, и остаётся единственным, которое удалось полностью победить с её помощью.

Оспа стала первым заболеванием, против которого медики применили вакцину, и остаётся единственным, которое удалось полностью победить с её помощью.
Иллюстрация University of Michigan Health System, Gift of Pfizer Inc.

Вирусолог Дэвид Эванс (справа) и его коллега Райан Нойс создали вирус лошадиной оспы, используя химически синтезированную ДНК.

Вирусолог Дэвид Эванс (справа) и его коллега Райан Нойс создали вирус лошадиной оспы, используя химически синтезированную ДНК.
Фото Melissa Fabrizio.

Оспа стала первым заболеванием, против которого медики применили вакцину, и остаётся единственным, которое удалось полностью победить с её помощью.
Вирусолог Дэвид Эванс (справа) и его коллега Райан Нойс создали вирус лошадиной оспы, используя химически синтезированную ДНК.
Канадские исследователи создали синтетический вирус лошадиной оспы. Технологию без ложной скромности можно назвать революционной: это самый крупный на сегодняшний день вирус, собранный с использованием химически синтезированной ДНК. Однако не всем в научном сообществе такая идея пришлась по вкусу. Учёных уже обвиняют в провокациях, а их работу называют чуть ли не инструкцией по созданию биологического оружия.

Канадские исследователи создали новый синтетический вирус, который поможет в разработке более эффективной вакцины против оспы. Но не всем в научном сообществе эта идея пришлась по вкусу.

Речь идёт о вирусе лошадиной оспы, с которым команда из Альбертского университета работает уже давно. Летом 2017 года стали известны первые результаты этого исследования, и тогда научное сообщество отнеслось к этой новости с неким скептицизмом, назвав вирус "джинном, выпущенным из бутылки".

Впрочем, сами учёные полагают, что эта работа имеет важнейшее значение. По их словам, она демонстрирует, что методы, основанные на использовании синтетической ДНК, могут применяться для улучшения мер общественного здравоохранения. К слову, для человека вирус лошадиной оспы не опасен.

Но крайне важно то, что он является ближайшим родственником чёрной (или натуральной) оспы — страшного заболевания, унёсшего сотни миллионов жизней. Оба входят в семейство поксвирусов – так называют патогены, которые являются возбудителями разных видов оспы у людей и животных.

Глава научной группы Дэвид Эванс (David Evans) и его научный сотрудник Райан Нойс (Ryan Noyce) рассказывают, что синтетически реконструировали вирус, используя последовательность генома и фрагментов ДНК, полученных полностью химическими методами.

В экспериментах с мышами авторы показали, что этот реконструированный вирус может защитить организм от своих же "братьев" – поксвирусов.

По словам Эванса, подобные работы с синтетической ДНК могут революционизировать производство сложных биологических препаратов, включая рекомбинантные вирусы (то есть полученные при помощи генной инженерии).

Кроме того, новые методы не только поспособствуют разработке вакцин нового поколения, они также могут пригодиться для создания сложных синтетических вирусов. Последние могут использоваться, к примеру, для лечения рака, добавляет Дэвид Эванс.

Например, его команда ранее создала онколитический вирус для улучшения лечения рака мочевого пузыря. Правда, тогда использовались более традиционные технологии.

Авторы поясняют: они модифицировали вирус для выборочного уничтожения быстро делящихся раковых клеток. При этом сам по себе этот вирус безопасен для окружающих опухоль здоровых клеток.

Доклинические испытания показали, что подобные вирусы могут заражать и убивать раковые клетки, одновременно способствуя развитию иммунного ответа и предотвращению рецидива.

Однако новые технологии открывают ещё большие перспективы: синтетические вирусы можно модифицировать как угодно. В скором времени они станут мощным инструментом в борьбе с онкологией и другими болезнями, уверены специалисты.

Вирусолог Дэвид Эванс (справа) и его коллега Райан Нойс создали вирус лошадиной оспы, используя химически синтезированную ДНК.

Реконструированный вирус лошадиной оспы является самым крупным на сегодняшний день вирусом, собранным с использованием химически синтезированной ДНК.

Кстати, в новой работе подчёркивается, что синтетический вирус тесно связан с так называемым вирусом осповакцины, который использовался для уничтожения болезни 40 лет назад. Собственно, именно это обстоятельство вызывает опасения и споры среди учёных.

Хотя с 1977 года не было зафиксировано ни одного случая заражения оспой, сам факт её существования в любой форме по-прежнему беспокоит научное сообщество.

Напомним, что в 1979 году Всемирная организация здравоохранения официально объявила о победе над страшной болезнью методом глобальной вакцинации. Тогда же было достигнуто соглашение об уничтожении всех оставшихся образцов вируса за исключением двух, которые были переданы в секретные и надёжно охраняемые лаборатории в России и США.

В 2011 году последовали напряжённые дискуссии по поводу уничтожения этих штаммов вируса, однако обе страны выступили против этих мер, и вопрос так и остался открытым.

Многие исследователи и общественные деятели уверены, что воссоздание вируса оспы в мире, где царит постоянная террористическая угроза, может привести к появлению нового опаснейшего биологического оружия.

Существующие вакцины против оспы, которые используются для защиты первых лиц государств и военнослужащих, применяются всё реже, за исключением особых обстоятельств. В большинстве случаев они токсичны, поэтому ведущие мировые державы давно отказались от иммунизации населения. А это значит, от чёрной оспы современный мир не защищён.

Компания Tonix Pharmaceuticals Holding Corp, работники которой стали соавторами нового исследования, стремится к созданию "потенциальной вакцины" для предотвращения заражения вирусом натуральной оспы людей.

Но критики таких работ считают их "исследованиями двойного назначения", полагая, что подобные эксперименты могут пойти как во благо, так и во вред.

Новое исследование уже называют инструкцией по созданию других поксвирусов и считают его публикацию "серьёзной ошибкой".

"Я увеличил риск, показывая, как это сделать? Я не знаю. Возможно, да. Но реальность такова, что риск был всегда", — отвечает на эти выпады Эванс.

Его поддерживают коллеги из других научных центров, обращая внимание на тот факт, что работа по созданию синтетического вируса чрезвычайно сложна, и, вероятно, мало кто в ближайшее время сможет добиться таких же результатов.

"Вопрос в том, сколько других людей это сделали? Ни один из ведущих университетов микробиологии и синтетической биологии в мире", — заключает глава Центра исследований инфекционных заболеваний и политики Университета Миннесоты Майкл Остерхольм (Michael Osterholm).

Результаты революционной и, пожалуй, провокационной работы канадских исследователей представлены в журнале PLOS One.