Даниил Трифонов может всё и даже больше…


Global Look Press

Записав пьесы Ф. Листа, российский пианист Даниил Трифонов превзошел себя, заключила международная критика еще до номинирования двойного альбома на Грэмми.

Записав пьесы Ф. Листа, российский пианист Даниил Трифонов превзошел себя, заключила международная критика еще до номинирования двойного альбома на Грэмми.

В свои 25 он — лауреат многих конкурсов: от детского “Щелкунчика” до имени Шопена и Чайковского, сделавшего Даниила абсолютным триумфатором. Тогда – в 2011, влюбил в себя и публику, и жюри. Итог – Гран-при и обещанные Валерием Гергиевым ангажементы, в "гергиевском" же духе – на износ.

Талантливый пианист выдержал невероятное количество концертов, закончил учебу в Кливленде и заключил эксклюзивный контракт с "Дойче Граммофон", где, кстати, и вышел альбом, удостоенный Грэмми. “В его игре есть все и даже больше” – высшая оценка, выставленная знаменитой пианисткой Марты Аргерих.

Но раньше, чем играть, он начал сочинять – лет с 5, когда в доме профессиональных музыкантов появился синтезатор. Малышу нравилось импровизировать и искать разные тембры.

Постепенно (уже в 6-8 лет) стали появляться небольшие пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано, и даже для хора и фортепиано. В Школе искусств N18 Нижнего Новгорода, где Даниил начинал свое обучение, его произведения теперь исполняются на концертах. Скрипачи играют его "Юмореску" для двух скрипок и фортепиано, в репертуаре школьного хора — песня Даниила Трифонова на стихи Даниила Хармса "Все бегут, летят и скачут".

В 7 лет со своими сочинениями для фортепиано — "Мальвина" и "Приключения Буратино" Даниил выступал на фестивале "Новые имена" в Нижегородской филармонии и стал стипендиатом фонда.

В то время на вопрос "кем хочешь быть — пианистом или композитором", он не раздумывая отвечал: "Композитором". Видеозапись "Приключения Буратино" есть в интернете.

Заключительный концерт лауреатов Конкурса Артоболевской в Малом зале Московской консерватории, где Даниил исполнил ноктюрн "Разлука" Глинки и то самое собственное сочинение (с 5-ой минуты записи).

Все свои самые яркие детские впечатления он часто выражал в звуках — так в 8 лет после посещения цирка появилась пьеса "Цирк на Цветном бульваре", а после чтения книги Астрид Линдгрен появилась пьеса для фортепиано "Карлсон — хитрец и проказник".

Переезд в Москву. Интенсивная учеба в Школе им. Гнесиных времени на сочинение почти не оставляла, но он продолжал импровизировать, писать каденции для концертов Моцарта, которые исполнял.

Возвращением к занятию композицией способствовала травма — в 14 лет он поскользнулся, когда торопился в школу, и сломал руку. Три недели не мог играть и очень много слушал, особенно мессы и кантаты Баха, после чего начал снова интенсивно сочинять и посещать уроки композиции. До окончания школы были написаны "Пять прелюдий для фортепиано", цикл пьес "Времена дня"(Утро.Пробуждение; День. Час пик; Вечер. Изнеможение; Ночь. Огни большого города), пьеса для фортепиано "Посвящение де Фалья". Появились первые сочинения для оркестра – "Юношеский концерт для фортепиано с оркестром" и "Симфонические иллюстрации к поэме "Слово о полку Игореве".

В 2009 году Даниил получил свой первый заказ — по просьбе известного голландского саксофониста Йохана ван дер Линдена он написал три пьесы для саксофона и фортепиано – "Фантазия-Ориентале", "Баркарола" и "Танго". Они были исполнены на фестивале в Нидерландах.

После переезда в Америку, для учебы в Кливлендском институте музыки, Даниил сильно тосковал по России, друзьям и родным. В это время родилась его сюита для фортепиано "Рахманиана", посвященная Сергею Рахманинову. Он часто играл ее на своих концертах, и звукозаписывающая компания "Дойче Граммофон" включила ее в CD-диск "Рахманинов. Вариации", где Даниил исполняет все вариации Рахманинова и "Рахманиану", как дань уважения великому композитору. Диск был номинирован на премию Грэмми.

С 2012 года Даниил помимо фортепиано в Кливлендском институте музыки занимается композицией. Он пишет "Сонату-фантазию" для фортепиано и "Концерт для фортепиано с оркестром ми бемоль минор", который ему заказывает Кливлендский институт музыки. Впервые произведение было исполнено со студенческим оркестром, затем — с Питтсбургским симфоническим оркестром, оркестром фестиваля в Вербье и симфоническим оркестром Канзаса. В нынешнем сезоне планируется представить его в Карнеги-холл, с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Редакция благодарит агента Даниила Трифонова Alessio Pianca за помощь в подготовке материала.