Социальная изоляция меняет химический состав мозга

На примере мышей учёные показали, что социальная изоляция меняет мозг на молекулярном уровне.

На примере мышей учёные показали, что социальная изоляция меняет мозг на молекулярном уровне.
Иллюстрация Maayan Harel.

Новое исследование показало, что социальная изоляция и одиночество несут в себе угрозу не только психологическую, но и химическую. У индивида, пребывающего в этом опасном состоянии, меняется выработка веществ в мозге, что отражается на поведении. Хорошая новость в том, что производство обнаруженного химического соединения можно контролировать.

Давно замечено, что социальная изоляция крайне негативно влияет на состояние и поведение многих видов млекопитающих, включая человека. У людей отсутствие общения часто связано с депрессией и хроническим стрессом. А содержавшиеся в одиночестве мыши становятся агрессивными, испытывают постоянный страх и неадекватно реагируют на угрозы.

Но оказывается, изменения, которые вызывает изоляция, имеют гораздо более глубокие корни. Команда исследователей из Калифорнийского технологического института обнаружила, что социальная изоляция приводит к накоплению в мозге определённого нейропептида. Также учёные установили, что блокировка его выработки предотвращает негативное воздействие социальной изоляции на психику.

В предыдущем исследовании Дэвид Андерсон (David Anderson) и его коллеги заметили, что белок тахикинин вызывает агрессию у социально изолированных мух. Этот нейропептид производится в некоторых нейронах при их активации и связывается с рецепторами других нервных клеток, воздействуя в итоге на работу нейронных цепей.

Учёные предположили, что в ходе эволюции аналогичный молекулярный механизм мог передаться от насекомых млекопитающим, и, чтобы проверить эту версию, провели серию экспериментов с мышами.

У грызунов ген тахикинина Tac2 кодирует аналогичный нейропептид под названием нейрокинин B (NkB). Последний производится в миндалевидном теле и гипоталамусе, то есть в областях мозга, ответственных за эмоции и социальное поведение.

В ходе эксперимента было установлено, что у грызунов, которые долгое время были изолированы от своих сородичей, уровень ˆэкспрессии Tac2 увеличивается, и нейрокинин B начинает производиться по всему мозгу. Но главное, когда исследователи вводили животным препарат, блокирующий NkB-рецепторы, мыши после изоляции вели себя абсолютно нормально. И наоборот, увеличение синтеза нейрокинина B у неизолированных грызунов, вызывало у них агрессию и страх, как будто они давно ни с кем не общались.

Андерсон и его коллеги не остановились на достигнутом и решили проверить, какое действие имеет нейропептид в разных частях мозга. В пресс-релизе института они сообщают об обнаружении интересных закономерностей. Оказалось, что подавление гена Tac2 в миндалевидном теле устраняет постоянный страх, но не избавляет животных от приступов агрессии. А мыши, не способные производить нейрокинин B в гипоталамусе, не кидались на собратьев, но оставались слишком пугливыми.

Авторы исследования отмечают, что у людей также есть сигнальная система Tac2, а значит выводы, которые были опубликованы в издании Cell, могут быть использованы для поиска новых способов лечения психических расстройств у человека.

Напомним также, что ранее учёные предупреждали, что человечеству угрожает настоящая "эпидемия" одиночества. При этом социальная изоляция укорачивает жизнь и влияет на развитие опасных заболеваний.