В Женеве обсудили предотвращение ядерных катастроф

Ситуацию вокруг ядерных программ Северной Кореи и Ирана, а также предстоящий саммит лидеров США и КНДР обсудили участники международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. Он открылся сегодня в Женеве.

Ситуацию вокруг ядерных программ Северной Кореи и Ирана, а также предстоящий саммит лидеров США и КНДР обсудили участники международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. Он открылся сегодня в Женеве.

Тотальное недоверие, новый виток противостояния и быстро меняющийся международный контекст. Почти все каналы для серьезного обмена мнениями между крупнейшими ядерными державами Россией и США свернуты. Диалог, плодотворный и конкретный, идет, пожалуй, лишь на площадке неправительственной организации Люксембургского форума. Ведущие эксперты в этой области из обеих стран — у каждого свои предложения, что нужно делать и как, чтобы остановить гонку вооружений и свести к минимуму угрозу ядерной войны во всем мире.

"Взять, к примеру, Северную Корею. Бывший министр обороны США Уильям Перри занимался этим вопросом лично, при нем стороны были как никогда близки к нормализации отношений. В 1999-м Перри даже 4 дня провел на переговорах в Пхеньяне, но пришедший к власти Джордж Буш в 2001-м оборвал все контакты и решил экономически обрушить северокорейский режим. Просчитался. Сегодня у Трампа в Сингапуре есть исторический шанс договориться", — считает президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор.

"Сегодня президент США — республиканец, это значит, если он получит мирное соглашение, то его, в отличие от Клинтона, поддержит Конгресс. На мой взгляд, переговоры между Северной и Южной Кореей сейчас даже важнее — это ключ к нормализации, к долгосрочному миру и стабильности", — говорит бывший руководитель Пентагона Уильям Перри.

Но что могут предложить корейцам США? Гарантии безопасности в обмен на уничтожение ядерной программы? Никто американцам уже не поверит, перед глазами пример Ирана. Договор, который готовили 11 лет, конечно, не совершенен, но он лучшее из возможного, уверены участники дискуссии. Односторонний выход американцев может взорвать регион и вернуть Иран на путь ядерного обогащения. Главным инструментом Вашингтона, похоже, стали санкции в условиях внутренней токсичной политической реальности.

"Со многим во внешней политике президентской администрации я не согласен, я считаю, что не подписывать коммюнике G7 было ошибкой, как и выход из СВПД. Президент Трамп на фундаментальном уровне не верит в существование правил, основанных на международном праве", — уверен старший научный сотрудник программы по ядерной политики Фонда Карнеги Джеймс Эктон.

Впрочем, проблемы не ограничиваются Ираном и Северной Кореей. Обращает на себя внимание беспрецедентная за почти пять десятилетий пауза в переговорах по стратегическим вооружениям между Россией и США. Продление договора о сокращении наступательных вооружений не обсуждается, перспективы для нового документа вообще отсутствуют. Ошибочных односторонних уступок со стороны России больше не будет, говорят российские эксперты, пора говорить на равных.

По итогам конференции, большая часть которой пройдет за закрытыми дверями, эксперты представят декларацию — четкий план предложений и рекомендаций о том, как укрепить ядерную стабильность в мире. Из столицы мировой дипломатии Женевы их отправят в ведущие международные организации и напрямую главам государств в надежде, что те не оставят документ без внимания.