Рождественский завещал ученикам работать не только руками, но и бровями

На 88-м году ушел из жизни выдающийся дирижер Геннадий Рождественский.

На 88-м году ушел из жизни выдающийся дирижер Геннадий Рождественский.

"Чем меньше говоришь и больше двигаешь руками или бровями, или ресницами, или чем-нибудь еще, тем лучше" – этому принципу Геннадий Рождественский всю жизнь учил своих студентов. Музыканты, говорил он, должны понимать, чего от них хочет дирижер, по выражению лица. Но уследить за мимикой самого маэстро во время выступлений порой было непросто — столь эмоционален он был за пультом.

Впервые Геннадий Рождественский встал за дирижерский пульт Большого театра в далеком 1951-м, еще будучи 20-летним студентом Московской консерватории. Балет "Спящая красавица", который он провел без партитуры, тогда стал отправной точкой в его карьере.

"Он обладал гигантской техникой. Все завидовали его техническому дирижированию. Был прекрасным педагогом. До сих пор его ученики существуют в разных театрах, в разных городах", — отметил дирижер Владимир Федосеев.

Его карьера развивалась стремительно. Он работал с разными коллективами — советскими и зарубежными. Благодаря ему в СССР впервые услышали современных западных композиторов: Франсиса Пуленка или Карла Орфа. Под его руководством состоялись премьеры балетов Игоря Стравинского, а в 1974-м впервые в Советском Союзе была исполнена опера Дмитрия Шостаковича "Нос".

"Была ситуация, когда он пришел по мне и сказал: слушай, предлагают Большой театр, быть музыкальным руководителем, а мы уже начали работу над спектаклем. Пусть это будет первая премьера в Большом. если скажешь нет, то нет. Я мог отказать?! Конечно, нет", — вспоминает генеральный директор Большого театра России Владимир Урин.

Открытый всему новому, он был свой человек в музыкальном мире. Дружил с Прокофьевым и Шостаковичем. Уговорил Альфреда Шнитке написать симфоническое произведение.

"Ему доверяли самые необычные, самые малоисполняемые произведения. Шнитке и многие другие авторы, те, кто понимали и верили, что именно его талант, его гений выведут эту музыку на нужный уровень", — сказал заслуженный артист России, концертмейстер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Лев Клычков.

Большую часть своей жизни Геннадий Рождественский посвятил и преподавательской деятельности. Это была еще одна его сильная сторона. Свой музыкальный дар и огромный опыт он передавал молодому поколению артистов. Был скрепой между искусством ХХ века и XXI.

"Меня тронула и удивила его простота в общении. У меня не было ощущения, что я общаюсь с великим дирижером, профессором консерватории. Оон общался со мной, как будто это мой сверстник. Мы разговаривали про Шостаковича. Я задавал ему вопросы про симфонии, про интерпретации, про темпы, как говорил Шостакович, что думал про эту симфонию. И он делился всеми этими секретами", — сказал музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Туган Сохиев.

В его дискографии более 700 пластинок с произведениями как современных, так и классических авторов. Благодаря Рождественскому в Москве появилась Академическая симфоническая капелла России.

"Он был легкий на любые художественные авантюры. Например, мог в каком-то спектакле заговорить со зрителем как актер. А в другом спектакле он пил коньяк перед зрителями в специально приготовленном баре в образе дирижера", — вспоминает Михаил Кисляров, режиссер-постановщик Московского камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского.

Автор ряда музыкальных сочинений, самое известное из которых — оратория "Заповедное слово русскому народу". Истинный интеллигент, человек энциклопедических познаний, наконец, гражданин мира. Рождественский превратил отечественную классическую музыку в мировое достояние.

"Художественные намерения должны быть положительно воспринимаемы артистами оркестра, доверительно. Раз нет веры, значит, нет желания отдать свое лучшее, а возбудить это — моя первоочередная задача, чтобы человек хотел отдать лучшее, на что он способен", — говорил Рождественский.