В Уфе волонтеры своими силами реставрируют фасад одного из дореволюционных строений


ГТРК "Башкортостан"

Волонтеры стремятся вернуть изначальный вид хотя бы одному городскому кварталу. Речь идет о части улицы Гоголя, ограниченной улицами Ахмет-Заки Валиди и Пушкина. Вот уже более двух месяцев уфимцы своими силами  реставрируют фасад одного из дореволюционных домов.

Не только сохранить, но и возродить. Волонтеры стремятся вернуть изначальный вид хотя бы одному городскому кварталу. Речь идет о части улицы Гоголя, ограниченной улицами Ахмет-Заки Валиди и Пушкина. Вот уже более двух месяцев уфимцы своими силами реставрируют фасад одного из дореволюционных домов.

С помощью лобзика в крепких мужских руках и фрезерного станка в женских рождается красота. Воссозданные по старым фотографиям наличники надо еще ошкурить, и они будут готовы занять свое историческое место. Этот дом по улице Гоголя уже не тот, что был два месяца назад. Так он выглядел еще в начале лета, а так теперь. Серая краска ошкурена. Демонтированы гнилые доски цоколя. Фундамент защищен специальным водоотталкивающим составом.

В этом доме под номером 24 жил когда-то первый ветеринарный врач и видный общественный деятель Николай Васильевич Рябинин. Людям хочется сохранить это красивое даже спустя век деревянное строение, пусть оно, по их словам, официально и не считается объектом культурного наследия. Впрочем, здесь все не так однозначно. Краевед Анатолий Чечуха говорит, что этот, а так же многие другие дома в список охраняемых некогда входили. Примерно до начала двухтысячных.

Общего вида этого квартала нет ни на одной дореволюционной или хотя бы советской фотографии, и никто не знает почему. Скорее всего, небольшая разница в высоте проезжей части относительно пешеходной, это вовсе не задумка ландшафтных дизайнеров, а следствие именно такого подхода. А улица-то красна! Не только внешне, архитектурно, но и людьми, что здесь жили.

В доме №26а проживал профессор медицины Дмитрий Татаринов — ни много ни мало основатель терапевтической школы Башкирии. Его потомки сохранили мемориальный кабинет заслуженного врача практически в неизменном виде. Хозяева владеют этим домом уже в седьмом поколении. А пару лет назад пришло уведомление о грядущем сносе. Право жить здесь им пришлось отстаивать два раза. Сначала в районном, а потом и в Верховном суде. Оба выиграли.

Некоторые дореволюционные дома в этом квартале уже исчезли навсегда. Недавно поставленные оцинкованные листы стыдливо скрывают пустырь на месте дома потомственных священников Монблановых. Он украшал улицу еще прошлой зимой. Никто не ожидал, что такой красавец попадет под бульдозер одним из первых. Новости об очередном сносе всегда приходят внезапно.