Дело о работорговле: на скамье подсудимых – подполковник ГРУ

Девушек из России и стран бывшего СССР вывозили за границу, где продавали преступным группировкам. Дальше их заставляли заниматься проституцией - уличной, или в закрытых клубах
Девушек из России и стран бывшего СССР вывозили за границу, где продавали преступным группировкам. Дальше их заставляли заниматься проституцией - уличной, или в закрытых клубах
В Московском военном суде начался процесс по делу о торговле людьми. На скамье подсудимых – 10 человек, в том числе отставной подполковник ГРУ. Его обвиняют в организации трансконтинентального синдиката. Девушек из СНГ, в том числе несовершеннолетних, продавали в Европу и на Ближний Восток.

В Московском окружном военном суде начался в четверг процесс по делу о международной торговле людьми. На скамье подсудимых – десять человек, в том числе отставной подполковник Главного разведывательного управления. Его считают причастным к организации трансконтинентального синдиката. Молодых девушек из СНГ и Юго-Восточной Азии продавали в Европу и на Ближний Восток. Среди 130 потерпевших есть даже несовершеннолетние.

Проходя по коридору, почти все подсудимые тщательно прятали лица от камер и фотоаппаратов. Особенно бывший офицер ГРУ Дмитрий Стрыканов, которого следствие называет одним из создателей преступной организации. Израильтянин Ави Янай – еще один лидер группировки – прошествовал по коридору со скорбным лицом библейского праотца, прижимая к груди Тору. Подчеркнуто религиозный образ, вероятно, должен был показать, что суд явно ошибается – нельзя такого человека обвинять в торговле людьми.

Вполне светски Ави Янай выглядел в мае 2006 года, когда его задерживали в столице сотрудники силовых структур. Именно с этого задержания и нескольких обысков началось расследование скандального уголовного дела, в котором сейчас 200 томов. Как заявляет следствие, преступная группировка действовала более восьми лет и занималась торговлей людьми. Девушек из России и стран бывшего СССР вывозили за границу, где продавали преступным группировкам. Дальше их заставляли заниматься проституцией – уличной, или в закрытых клубах.

Вывозили девушек по поддельным или похищенным паспортам, визы также подделывали, печати, при необходимости, тоже. Могли даже переклеить фотографию, хотя в загранпаспорте она закатана под пленку. Покупателями "живого товара", как правило, выступали албанские преступные группировки. В той же Италии именно они держат рынок секс-услуг. Для налаживания связей русские преступники даже ездили в Албанию.

Редкие кадры. Встреча преступных организаций на международном уровне. Русская водка и албанский барашек на вертеле. Впрочем, девушек вывозили и на Ближний Восток, и в Израиль, и в Турцию, и в Южную Корею. Видимо, некоторые из них все же догадывались, что за формулировкой "работа танцовщицей" или "работа в ресторане" скрывается нечто большее. Но преступники не зря находили девушек в небольших городах или "депрессивных" регионах, где нет ни работы, ни перспектив. Желание вырваться из нищеты, желание не то чтобы красивой, а просто нормальной жизни оказывалось сильнее.

"Будем просить возвращать дело на расследование в прокуратуру, потому что доказательств в деле нет", – констатирует адвокат пострадавших Станислав Закалюжный. Между тем, адвокаты арестованных убеждены в невиновности своих клиентов. По их мнению, в этом деле речь может идти лишь о нарушении миграционного законодательства и подделке документов, а о лишении свободы кого-либо, или о работорговле говорить преждевременно. По версии адвокатов, девушки сами были готовы заплатить сколько угодно, лишь бы выехать в Западную Европу.

Отец подполковника ГРУ Дмитрия Стрыканова тоже пришел на суд. Он уверен, что сына обвиняют зря, он никак не мог принимать участия в каких-либо противозаконных делах. Но отец подтверждает, каким-то бизнесом сын занимался. Другого выхода не было. "Им не платили деньги в 90-е годы по три месяца. Что им было делать? Зарабатывали, как могли", – проговорился Стрыканов-старший.

Сегодняшнее заседание суда было предварительным. Подозреваемых оставили под стражей на время всего процесса. Новое заседание назначено на конец августа. Тогда, видимо, и решат, будет ли это дело слушаться в составе коллегии присяжных, или судьбу 17 обвиняемых будет определять обычный суд.