Усадьбу XVIII века растащили на кирпичи

В Москве может стать еще на одну усадьбу меньше. Некоторых жителей Серпуховского района имение князей Вяземских уже давно привлекает не исторической ценностью, а практической. Пока власти решают, кто будет содержать памятник архитектуры XVIII века, предприимчивые граждане разбирают его на кирпичи.

В Москве может стать еще на одну усадьбу меньше. Некоторых жителей Серпуховского района имение князей Вяземских уже давно привлекает не исторической ценностью, а практической. Пока власти решают, кто будет содержать памятник архитектуры XVIII века, предприимчивые граждане разбирают его на кирпичи.

Искаженная гримасой маска на портике как усмешка судьбы усадьбы Пущино-на-Наре. Маска каким-то чудом на этих руинах сохранилась, и ее профессор Уильям Брумфилд сфотографировал первой. Автор 30 книг об архитектурном наследии России, специалист в области российского зодчества, он этого дома не видел ни в одном путеводителе. Заколдованное место, решил мистер Брумфилд.

"Огромный дом в итальянском стиле стоит в ужасном состоянии. Да, Колизей тоже в ужасном состоянии, камни нам говорят о наследии", – говорит историк архитектуры, профессор университета Тулейн (Новый Орлеан) Уильям Крафт Брумфилд.

Руины, сказал американский профессор, это вообще хороший повод для размышления. Например, о блистательном прошлом: усадьба некогда принадлежала князьям Вяземским, родственникам поэта. Истинное дворянское гнездо, окруженное липовыми аллеями.

"Здесь был возведен крупный ансамбль, предположительно архитектором Львовым, известным классическими постройками. Здесь был создан уникальный архитектурный ансамбль", – рассказывает краевед Денис Ромодин.

Истории запустения уникального архитектурного ансамбля почти полвека. С тех пор, как съехал отсюда санаторий, где поправляли здоровье рабочие местных фабрик, здоровье дома пошатнулось. За те годы, что усадьба стоит без крыши, на камнях успели вырасти деревья, а в некогда парадном зале созревает малина. Но все еще угадываются и очертания дверных проемов, сохранились даже полукруглые трехчастные окна. Уцелели даже фрагменты мраморного мозаичного пола на галерее и лепнина на колоннах. Но усадьбу безжалостно разрушает время, а еще окрестные жители, как бобры, подтачивают кирпичные стены.

Охраны здесь нет совсем, памятник истории и культуры как будто никому не нужен. Хотя вот уже 19 лет усадьба числится на балансе Серпуховской бумажной фабрики в статье "незавершенное строительство".

"Это не то предприятие, которое может вложить 700 миллионов рублей. У них нет таких денег, чтобы восстановить комплекс", – говорит начальник управления культуры администрации Серпуховского муниципального района Ольга Сидоркина.

Разрушенный памятник архитектуры, проходящий по статье "незавершенное строительство" – этим абсурдная ситуация вокруг особняка не исчерпывается. Бумажная фабрика, как выяснилось, вообще не имеет никаких прав на усадьбу.

"В настоящее время эта усадьба находится в реестре собственности Московской области, закреплена за унитарным предприятием Московской области. Сейчас ведется работа по оформлению прав ведения хозяйственной деятельности этого унитарного предприятия, и, естественно, бумажная фабрика учитывает здание у себя в балансе незаконно", – подчеркнул заместитель начальника управления использования объектов культурного наследия министерства культуры Московской области Александр Соловьёв.

Но у Московской области денег на восстановление усадьбы тоже нет. Сейчас ищут инвестора, который на условиях аренды с охранными обязательствами возьмется за спасение памятника. И уже ведут переговоры – есть одна заинтересованная строительная фирма.

Вот только каждый день для Пущино-на-Наре может стать последним. Памятник медленно оседает и становится легкой добычей для охочих до кирпичей местных жителей да студентов, любителей фотосессий на фоне развалин.