РПЦ просит вернуть Спасо-Андроников монастырь

Русская православная церковь собирается вернуть себе здание Спасо-Андроникова монастыря, где расположен музей имени Андрея Рублева. Соответствующее письмо направил в Росимущество Патриарх Кирилл. Руководство музея, где сейчас завершается ремонт, эта новость застала врасплох.

Русская православная церковь собирается вернуть себе здание Спасо-Андроникова монастыря, где расположен музей имени Андрея Рублева. Соответствующее письмо направил в Росимущество Патриарх Кирилл. Руководство музея, где сейчас завершается ремонт, эта новость застала врасплох.

В музее Андрея Рублева готовятся к благоустройству. Но масштабные планы под вопросом — месту хотят вернуть его историческое назначение.

Для сотрудников новость о возможной передаче музея Русской православной церкви стал неожиданностью. В храме Михаила Архангела только сделали ремонт, а в старом флигеле недавно открыли ресторан.

Директор Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева Михаил Миндлин говорит, что выдворение музея из стен Спасо-Андроникова монастыря нецелесообразно: где будут администрация, научные отделы, реставрационные мастерские? Он отмечает, что сегодня музей является носителем культурного генокода нации.

Проблемы с площадями у музея Андрея Рублева, действительно, есть. Фонды разбросаны по всей Москве. На этой неделе в одном из складских помещений, где хранилось музейное имущество, произошел пожар. Огонь уничтожил 62 копии древних фресок.

Михаил Миндлин говорит: насколько они повреждены, сейчас сказать трудно, потому что доступ туда закрыт правоохранительными органами и МЧС. Он поясняет, что там были только копии фресок — научно-вспомогательный фонд, не входящий в Музейный фонд Российской Федерации.

В прошлом году музею отдали соседние пустующие здания, но ремонт там до сих пор не начался.

Некоторые деятели культуры недоумевают: как передача монастыря церкви может помешать существованию музея?

Скульптор Салават Щербаков говорит, что есть много случаев, когда одновременно это и храм, и музей. Например, Третьяковская галерея – и рядом храм. "Все может взаимно умещаться и абсолютно нет противоречий", — считает скульптор.

Недоумевает, почему руководство музея сопротивляется, и доцент Сергей Карнаухов.

"Опыт работы РПЦ показывает, что всегда, когда музей объединяется с воссоздаваемыми монастырем, получается эффективный кластер, и мирно сосуществуют объект культуры и религиозный объект", – отмечает ученый.