"Спартак" Юрия Григоровича покорил Мадрид

Спустя 10 лет Большой театр снова покоряет Мадрид. Шесть вечеров на сцене испанского Королевского театра – все билеты уже давно распроданы. Российская труппа привезла нестареющий балет "Спартак", который испанская публика ещё никогда не видела.

Спустя 10 лет Большой театр снова покоряет Мадрид. Шесть вечеров на сцене испанского Королевского театра – все билеты уже давно распроданы. Российская труппа привезла нестареющий балет "Спартак", который испанская публика ещё никогда не видела.

Даже когда за окнами Мадрид и плюс 30 градусов в тени, строгий гастрольный график обязывает: утро начинается с балетного класса, днем по плану репетиция, потом пресс-конференция – у испанских журналистов так много вопросов к Юрию Григоровичу. Но вот, кажется, небольшой перерыв, и хореограф за глотком свежего воздуха выходит на балкон Королевского театра.

А солисты Большого театра Иван Васильев и Александр Волчков отправляются на прогулку, которая тут же оборачивается фото-сессией. Мадридцы узнают их на улицах.

В Москве такого не бывает, удивляется Иван Васильев, самый молодой в истории этого балета исполнитель партии Спартака. Его, конечно, в театре называют Васильев второй – первым Спартаком в 1968-ом году был Владимир Васильев – но он не обижается. До сих пор вспоминает свою первую встречу с Григоровичем.

"Когда я встретил его в Большом театре, он мне говорит: иди сюда. Я подхожу, подтянулся и стою, и слушают. Он начинает говорить, а тебе все равно что он говорит, главное – говорит", – рассказывает Иван Васильев, солист Государственного академического Большого театра, исполнитель партии Спартака.

Григорович в Мадриде – редкий случай – сам репетирует с солистами. Без устали, снова и снова оттачивает прыжки, пируэты. И тут же напоминает: одной техники в "Спартаке" мало. Нужно играть на разрыв аорты, сюжету без этого не обойтись.

"Действительно, это драматический спектакль, отделять движения на сложные и простые нельзя, поза может быть простой, но наполненной", – объясняет Александр Волчков, премьер Государственного академического Большого театра, исполнитель партии Красса.

В Мадрид балет привезли три состава солистов. Это было решение Юрия Григоровича – показать Европе, как преображается "Спартак"-долгожитель.

"Каждый актер, приходя в роль, если он входит в роль, вносит свое, какой-то дух другой немножко. Уже сегодня это есть, а потом я меняю сам", – говорит Юрий Григорович, народный артист СССР, хореограф Государственного академического Большого театра.

И сколько было этих изменений – никто теперь уже точно и не скажет. Но "Спартак" Юрия Григоровича, в свое время взорвавший все балетные стереотипы мощью настоящего мужского танца, зрителей потрясает по-прежнему.

Это гастроли одного балета, который для Большого – больше чем балет, живая легенда, визитная карточка. За свою 40-летнюю историю "Спартак" Юрия Григоровича объехал десятки стран, но в Испании – впервые. 6 вечеров на сцене Королевского театра – и все билеты проданы. Здесь, в Мадриде, так ждали Большой театр еще и потому, что в Испании классической балетной школы просто не существует.

"Испанская школа танца – другая, специфическая. Русского классического балета, как мы его понимаем, здесь нет. Поэтому он им интересен, как нам интересен колорит испанского танца", – рассказывает Анатолий Иксанов, генеральный директор Государственного академического Большого театра.

Двухтысячный зрительный зал Королевского театра заполнен до отказа, даже верхние ярусы, откуда заведомо плохо видно – зрители готовы смотреть балет на специально установленных экранах. На протяжении трех часов каждое движение в этой схватке раба Спартака и полководца Красса публика встречает аплодисментами, которые в финале превращаются в настоящие овации. 10 минут солистов, кордебалет и, конечно, Юрия Григоровича со сцены не отпускают.