Спустя 10 лет Большой театр снова покоряет Мадрид. Шесть вечеров на сцене испанского Королевского театра – все билеты уже давно распроданы. Российская труппа привезла нестареющий балет "Спартак", который испанская публика ещё никогда не видела.
Даже когда за окнами Мадрид и плюс 30 градусов в тени, строгий гастрольный график обязывает: утро начинается с балетного класса, днем по плану репетиция, потом пресс-конференция – у испанских журналистов так много вопросов к Юрию Григоровичу. Но вот, кажется, небольшой перерыв, и хореограф за глотком свежего воздуха выходит на балкон Королевского театра.
А солисты Большого театра Иван Васильев и Александр Волчков отправляются на прогулку, которая тут же оборачивается фото-сессией. Мадридцы узнают их на улицах.
В Москве такого не бывает, удивляется Иван Васильев, самый молодой в истории этого балета исполнитель партии Спартака. Его, конечно, в театре называют Васильев второй – первым Спартаком в 1968-ом году был Владимир Васильев – но он не обижается. До сих пор вспоминает свою первую встречу с Григоровичем.
"Когда я встретил его в Большом театре, он мне говорит: иди сюда. Я подхожу, подтянулся и стою, и слушают. Он начинает говорить, а тебе все равно что он говорит, главное – говорит", – рассказывает Иван Васильев, солист Государственного академического Большого театра, исполнитель партии Спартака.
Григорович в Мадриде – редкий случай – сам репетирует с солистами. Без устали, снова и снова оттачивает прыжки, пируэты. И тут же напоминает: одной техники в "Спартаке" мало. Нужно играть на разрыв аорты, сюжету без этого не обойтись.
"Действительно, это драматический спектакль, отделять движения на сложные и простые нельзя, поза может быть простой, но наполненной", – объясняет Александр Волчков, премьер Государственного академического Большого театра, исполнитель партии Красса.
В Мадрид балет привезли три состава солистов. Это было решение Юрия Григоровича – показать Европе, как преображается "Спартак"-долгожитель.
"Каждый актер, приходя в роль, если он входит в роль, вносит свое, какой-то дух другой немножко. Уже сегодня это есть, а потом я меняю сам", – говорит Юрий Григорович, народный артист СССР, хореограф Государственного академического Большого театра.
И сколько было этих изменений – никто теперь уже точно и не скажет. Но "Спартак" Юрия Григоровича, в свое время взорвавший все балетные стереотипы мощью настоящего мужского танца, зрителей потрясает по-прежнему.
Это гастроли одного балета, который для Большого – больше чем балет, живая легенда, визитная карточка. За свою 40-летнюю историю "Спартак" Юрия Григоровича объехал десятки стран, но в Испании – впервые. 6 вечеров на сцене Королевского театра – и все билеты проданы. Здесь, в Мадриде, так ждали Большой театр еще и потому, что в Испании классической балетной школы просто не существует.
"Испанская школа танца – другая, специфическая. Русского классического балета, как мы его понимаем, здесь нет. Поэтому он им интересен, как нам интересен колорит испанского танца", – рассказывает Анатолий Иксанов, генеральный директор Государственного академического Большого театра.
Двухтысячный зрительный зал Королевского театра заполнен до отказа, даже верхние ярусы, откуда заведомо плохо видно – зрители готовы смотреть балет на специально установленных экранах. На протяжении трех часов каждое движение в этой схватке раба Спартака и полководца Красса публика встречает аплодисментами, которые в финале превращаются в настоящие овации. 10 минут солистов, кордебалет и, конечно, Юрия Григоровича со сцены не отпускают.