Израиль встречает Новый год

Евреи всего мира отмечают сегодня Рош-а-Шан или Новый год. У этого праздника свои традиции. В этот день на стол подается много специальных блюд, символизирующих пожелание счастливого года.

Евреи всего мира отмечают сегодня Рош-а-Шан или Новый год. У этого праздника свои традиции. В этот день на стол подается много специальных блюд, символизирующих пожелание счастливого года.

Роше Шенав – глава года, новогодние праздники по еврейскому календарю, что велит встречать наступающий 5770 от сотворения мира, яблоками и медом, гуляньями и песнями, которые мало отличаются от исполняемых на московских январских гуляньях, разве что с поправкой на 40-градусную жару, диктующую и стиль, и жанр праздника.

Живя в Израиле, надо привыкнуть к тому, что день здесь начинается с вечера, неделя с воскресенья, а год с сентября. Собственно и наши предки отмечали новый год в сентябре, под яблоки и мед, что собственно и роднит наши далекие друг от друга страны. Уда и тарбука – излюбленные инструменты выходцев из стран Магриба, язмерские скрипочки. У одного праздника полдюжины традиций, собранных в Иерусалиме из трех десятков стран.

Наш сегодняшний праздник собрал все, что пели, танцевали, готовили и ели евреи в Европе и в России, в Иране и Йемене, в Марокко, начиная со второго века нашей эры. И теперь все это вновь вернулось домой, в Израиль.

5770 – круглая дата, и местные власти расстарались во всю. Мэрия Иерусалима показала самый большой флаг, причем, не государственный, а собственный, городской. Нет в мире флагштока, чтобы поднять полотнище, площадью в 4 с половиной гектара, моментально попавшее в книгу рекордов Гиннеса.

Патриотическая акция – с изъяном: флаг все-таки шили на Филиппинах. Это побудило Тель-Авивскую мэрию к симметричному ответу – здесь цветами ориентальном стиле сложили огромный ковер, рассмотреть который полностью можно лишь с 12 этажа городского муниципалитета.

"Это невозможно увидеть вблизи, наш ковер больше, чем футбольное поле, – полторы тысячи квадратных метров. Чтобы его соткать, нам потребовалось 500 тысяч георгинов и бегоний. Это самый нежный в мире ковер, через два дня его убьет местная жара", – говорят создатели шедевра.

Нет новогоднего застолья без рыбы, плетеной халы и красного вина. И мэры 50 израильских городов и поселений собрались за первой праздничной трапезой в древнем Хевроне, под стенами гробницы праотца Авраама, что справлял в своих шатрах новый год на этом нагорье 4 с лишним тысячи лет назад.

"Это символично, что мы желаем друг другу счастливого Нового года здесь, где похоронены Авраам и Сара, Яков и Ракель, Исаак и Иаков. Мы, также как праотцы, поднимаем кубок с вином, отсылая привет тем, кто первым оказался на этой земле", – говорят участники праздника.

И здесь, и в каждом доме на земле Израиля желают друг другу сегодня счастливой записи в книге судеб в наступившем году и трубят в бараний рог – шафар, призывая к покаянию за бездарно прожитый минувший 5769.

В эти дни в Израиле не работают. Десятки тысяч верующих собираются на молитву у стены Плача, откуда предварительно изъяли все записки с просьбами, клятвами и письмами, адресованными лично к богу, захоронив их на Масличной горе. В новом году будут новые просьбы.

Не останавливают работу, не покладая крыл в эти дни лишь израильские пчелы. На Новый год потребление меда в стране возрастает в 12 раз, что сопоставимо разве что с ростом потребления шампанского на российские новогодние торжества.