Наступает время конкуренции технологий в Арктике

В Арктике разворачивается технологическая конкуренция. С таким выводом согласились участники дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) "Инновации для устойчивого развития АЗРФ: актуальность, проблемы и перспективы" на заседании 25 июня.

В Арктике разворачивается технологическая конкуренция. С таким выводом согласились участники дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) "Инновации для устойчивого развития АЗРФ: актуальность, проблемы и перспективы" на заседании 25 июня.

Обзор разработок, которые могут быть применимы в Арктике, представил Олег Шарипов из Российского фонда фундаментальных исследований. Разработки охватывают такие сферы, как робототехника, естественнонаучные исследования, создание новых материалов. Он отметил, что фундаментальные исследования являются заделом на будущее для развития региона.

"Общая история для множества разных сфер — это цифровизация. Ключевой вопрос — кто будет внедрять инновации, не так много вузов занимаются проблемами Арктики. Нужно стимулировать развитие соответствующих образовательных программ", — подчеркнула руководитель новых направлений Global Innovation Labs Наталия Половникова.

Она выделила три крупных зоны применения прикладных инноваций в Арктической зоне: еда, энергетика и строительство.

Технологии строительства быстровозводимых зданий для Арктики, которые не требуют присутствия высококвалифицированных строителей, представил на круглом столе генеральный директор ООО "Теплориум" Анатолий Федоров. Детали для таких зданий можно транспортировать вертолетами и даже дронами. Григорий Пакалин из компании "Экоархитектура" презентовал проект перерабатывающей станции, которая может уничтожать мусор и попутно производить электроэнергию.

Еще одним важным направлением инноваций является транспорт. МГТУ имени Баумана разрабатывает подводного телеуправляемого робота, а также арктический грузовик совместно с КАМАЗом, поделился успехами инженер дирекции по арктическим программам технического университета Давид Меликянц. А исполнительный директор НПП "ИТЭС" Андрей Журба предлагает сократить расходы на создание транспортной инфраструктуры в Арктике за счет внедрения порт-пунктов — типовых транспортных модулей, которые служат вертолетной площадкой и портом с сопутствующими помещениями для водных видов транспорта.

"Наступает время конкуренции технологий в Арктике. Чьи технологии лучше, тот и займет лидирующее положение. Те, кто проиграет в технологической гонке, быстро скатятся на уровень стран третьего мира. Необходимо уделять большое внимание инновационной, технологической и образовательной деятельности в АЗРФ, без этих составляющих трудно ждать достижения поставленной президентом страны цели — вывести все арктические регионы на уровень не ниже среднероссийского по ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей, — подчеркнул модератор мероприятия, эксперт ПОРА Александр Воротников. — Такая задача должна быть обозначена в новой стратегии развития Арктики и служить ориентиром для работы всех федеральных ведомств и региональных властей России. ПОРА также будет активно работать в этом направлении, в частности, мы планируем участвовать в работе научно-образовательных центров при арктических вузах и обучении технологическому предпринимательству. При этом важно помнить, что изобретение или патент — это еще не инновация. Инновация — это то, что купили, то, чем пользуются".