Миссия правды выполнена: Европа признала Грузию агрессором

Главы стран Евросоюза согласились принять условия Чехии, необходимые для подписания Лиссабонского договора
Теперь, когда выводы сделаны, главный вопрос в том, изменится ли отношение к стране, которую в докладе назвали агрессором
Главы стран Евросоюза согласились принять условия Чехии, необходимые для подписания Лиссабонского договора
Теперь, когда выводы сделаны, главный вопрос в том, изменится ли отношение к стране, которую в докладе назвали агрессором
В развязывании конфликта на Кавказе в августе прошлого года виновна Грузия. Напав на Цхинвал, она нарушила международное право. Это, наконец, официально признала независимая международная комиссия Евросоюза, которая почти год разбиралась в причинах тех трагических событий.

В развязывании конфликта на Кавказе в августе прошлого года виновна Грузия. Напав на Цхинвал, она нарушила международное право. Это, наконец, официально признала независимая международная комиссия Евросоюза. Почти год она разбиралась в причинах тех трагических событий. Текст доклада уже изучают в России, Грузии и ЕС. В Кремле приветствовали выводы комиссии – об этом сообщила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. А вот в Тбилиси снова возникли трудности перевода.

Российский постпред при ЕС Владимир Чижов был одним из первых, кто получил в руки доклад независимой комиссии. Тяжелая желтая книга – это лишь один из трех томов исследования c огромным объемом в тысячу страниц. Тем не менее, многие ключевые мысли доклада сразу же разошлись на цитаты: "Вопрос в том, соответствует ли международным нормам применение Грузией силы в Южной Осетии? Ответ – нет".

"В докладе прямо сказано, это я успел увидеть, что именно широкомасштабный обстрел грузинским войсками Цхинвала в ночь с 7 на 8 августа 2008 года и послужил началом перехода конфликта в вооруженную фазу", – говорит Владимир Чижов, постоянный представитель РФ при Евросоюзе.

Буквально на следующей странице – еще один важный вывод – о том, как оценить действия жителей Южной Осетии, против которых Грузия, считая их своими гражданами, применила тяжелое вооружение, в том числе "Град": "Ввиду незаконного характера грузинского военного вторжения ответные действия со стороны Южной Осетии соответствуют международным нормам и могут быть классифицированы как самооборона".

Термин "самооборона" вновь всплывает все на той же 23-й странице в еще одном важном выводе – о ключевом эпизоде конфликта. Это когда Грузия нанесла удар по базе российских миротворцев, дислоцированных в Цхинвале. Этот факт, как решили эксперты, говорит сам за себя: "Вряд ли вызовет сомнение тот факт, что если кто-то атакует российских миротворцев, то Россия имеет право защищать их, используя военную силу пропорциональную нападению, а значит, применение Россией силы для оборонительных целей в начале конфликта, следует признать законным".

Правда, в этом же пункте звучит и уже повторявшийся раньше аргумент о "непропорциональном применении силы" в так называемой второй фазе конфликта: мол, Россия, защитив миротворцев, значительная часть из которых погибла, могла бы остановиться. К таким заявлениям о чрезмерном ответе, в общем, не привыкать: подобное прозвучало даже накануне в Парламентской ассамблее Совета Европы.

"Впервые исчерпывающим образом установлены первопричины конфликта. Принципиально важным являются здесь два обстоятельства – оценка действий Грузии как неспровоцированная агрессия и оценка начальных действий Россией как абсолютно легитимных", – подчеркивает Константин Косачев, председатель комитета Госдумы по международным делам.

Грузинская сторона видит доклад своеобразно: приведенные выше цитаты представителям Тбилиси в ЕС удобнее игнорировать. "Доклад доказывает, что именно Грузия подверглась нападению со стороны иностранного государства. Страна была атакована своим соседом в нарушение всех международных норм", – считает Саломе Самадашвили, постоянный представитель Грузии в Евросоюзе.

Впрочем, выводы комиссии, хотя и важны, но не так уж и удивительны. Еще в июне президент Грузии Саакашвили публично жалел о том, что раньше не начал войну: "Некоторые идиоты говорят, что мы начали войну, не учитывая опасности российского вторжения. Единственно, о чем я сожалею, – это что мы не собрались раньше".

Заключительный вывод доклада таков: год спустя в зоне конфликта сохраняется напряженность. С этим согласны и власти Южной Осетии. "Европейские наблюдатели не справляются с поставленной перед ними задачей. В зоне ответственности европейских наблюдателей находятся грузинские войска, которые там не должны находиться. Довольно-таки много там вооруженной техники и техники вооружения. И строятся фортификационные сооружения", – рассказывает Эдуард Кокойты, президент Южной Осетии.

Стоит вспомнить, кем подготовлен доклад. Эксперты по международной безопасности, историки и правоведы, представители разных стран проделали огромную работу в течение восьми месяцев. Поэтому вряд ли их кто-то рискнет упрекнуть их в том, что выводы комиссии необъективны – такого подробного анализа августовских событий прошлого года, кажется, вообще еще не было. Хейди Тальявини – знаменитый швейцарский дипломат, работавшая в Москве, говорящая по-русски, а ее правая рука, Уве Шрам, – дипломат из Германии, бывший посол этой страны в Грузии.

Так что теперь, когда выводы сделаны, главный вопрос не в том, кто начал конфликт – на него как раз получен ответ. Главное – изменится ли отношение к той стране, которую в докладе назвали агрессором.