Реконструкция Пушкинского музея вызывает недовольство экспертов

Но больше всего опасений вызывает даже не сомнительный гений Фостера, а то, что проект будут воплощать столичные строители. Что получится, узнаем не раньше 2018 года
Но больше всего опасений вызывает даже не сомнительный гений Фостера, а то, что проект будут воплощать столичные строители. Что получится, узнаем не раньше 2018 года
На этой неделе была обнародована концепция реконструкции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Со временем он должен будет превратиться в масштабный музейный квартал из 11 зданий, будет активно использоваться и подземное пространство.

На этой неделе была обнародована концепция реконструкции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Со временем он должен будет превратиться в масштабный музейный квартал из 11 зданий, будет активно использоваться и подземное пространство. Первые работы должны были начаться уже летом прошлого года. При этом окончательный план строительства до сих пор не готов, а многие из озвученных идей уже вызывают недовольство экспертов.

О глобальной реконструкции музея имени Пушкина речь идет уже давно - его директор Ирина Антонова не раз говорила, что музею катастрофически не хватает места. По ее предложению, первый план реконструкции подготовил хорошо знакомый москвичам британский архитектор Норманн Фостер. Именно тогда впервые родилась идея объединить историческое здание музея и окружающие его постройки в музейный квартал. Вскоре после был проведен конкурс, на котором победу одержала заявка Фостера, подготовленная вместе с организацией "Моспроект-5". План реконструкции сформирован еще не до конца, но задумки амбициозные - на территории музейного квартала будет все, что нужно музею для счастья: новое хранилище, библиотека, просмотровые залы, кафе, магазины. Попутно отреставрируют и все здания квартала. Часть помещений разместится под землей, а попасть в Пушкинский музей можно будет прямо со станции метро "Кропоткинская". Предварительные сроки строительства - 8 лет. Работы будут вестись за счет федерального бюджета, на период до 2015 года выделено 23 миллиарда рублей. Этой осенью на месте предполагаемого строительства проведут археологические изыскания, 1 апреля 2010 вся проектная документация отправится в Главгосэкспертизу, а летом в Пушкинский музей приедет строительная техника. Но наученные горьким опытом предыдущих масштабных реконструкций, столичные эксперты уже сейчас ищут недостатки в проекте Фостера. И прежде всего их настораживает, что проект в окончательном виде до сих пор никому так и не показали. Это беспокоит и представителя Всероссийского общества охраны памятников Галину Маланичеву.

"Здесь должна действовать схема согласования во всех структурах охраны памятников истории и культуры. Ппрофессиональная общественность должна видеть проект и обсуждать его. Мы только слышали об этом проекте по телевизору, но профессионально он ни с кем не обсуждался", - поясняет Маланичева.

А между тем, на месте предполагаемого строительства сгруппированы самые красивые старинные дворянские усадьбы - Галициных, Долгоруковых, Лопухиных, дом фельдмаршала графа Румянцева-Задунайского. На этой территории каждая постройка - памятник, даже самая небольшая. Например, бензозаправка. Вокруг нее уже немало шума. Дело в том, что в плане Фостера на ее месте стоит новое музейное здание в форме пятилистника.

"Это не просто бензозаправка, это памятник архитектуры, довоенная постройка, если присмотреться - изумительной красоты. И невозможно ничего проектировать на ее месте. Такие проекты не должны приниматься к распространению. Законопослушный архитектор ничего не должен на этом месте рисовать, а если ему что-то там приснилось, пусть это останется его сном", - считает координатор "Архнадзора", краевед Рустам Рахматуллин.

Сейчас речь идет о том, чтобы перенести заправку в какое-нибудь другое место. Беспокоит экспертов и судьба уникальных металлостеклянных перекрытий музея, которые проектировал знаменитый инженер Владимир Шухов. Из тысяч его построек в России сегодня сохранились около трех десятков, и многие находятся не в лучшем состоянии. Шуховские перекрытия брали за образец многие ведущие западные архитекторы, в том числе и сам Норманн Фостер. Перекрытия Пушкинского музея никогда не ремонтировались и могут быть разрушены, когда дело дойдет до подземных работ. Ряд экспертов вообще сомневаются в необходимости освоения подземных пространств. Вице-президент Фонда "Шуховская башня" Сергей Арсеньев, например, ссылается на опыт возведения расположенной поблизости станции метро "Кропоткинская". В 1956 году её строителям пришлось столкнуться со множеством трудностей. Арсеньев не исключает, что подземные работы могут повредить историческим зданиям на поверхности.

У историков, архитекторов и прочих профессионалов есть еще немало претензий к плану Фостера. Так что все с нетерпением ждут общественных слушаний по нему, первые предварительные должны пройти в конце октября.