Занимательное человеко- и машиноисчисление: сколько машин в семье у нас и у них


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести


Авто.Вести

Наисвежайшие данные показывают, что практически у каждой пятой российской семьи в собственности находится два и более автомобилей. Цифра насколько отрадная для социологов и удручающая для экологов, насколько же и фантастическая, неправдоподобная по здравому размышлению. Почему? Давайте разберемся.
Итак, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные исследования, приуроченного к наступающему Всемирному дню без автомобиля, который отмечается ежегодно 22 сентября. Россия vs США: занимательное человеко- и машиноисчисление Результаты опроса 2019 года показали, что в двух из трех российских семьях есть автомобиль (67% в 2019 и 2018 гг.), причем в каждой пятой семье есть не одна машина (18%), о чем сообщают преимущественно жители Москвы и Санкт-Петербурга (24%), в то время как жители городов-миллионников чаще других заявляют об отсутствии у них автотранспорта (37%). Относительно реальности этих цифр есть сомнения. Для сравнения: в США на одно домовладение (а там используется именно это, более объективное понятие, а не "семья") приходится 1,97 автомобиля (это данные 2016 года, а в 2006 было 2,05), и при этом 35% семей имеют по три и более машин. И тут нужно иметь в виду один важный фактор: взрослые дети в США, в отличие от России,  крайне редко проживают в одном доме с родителями – у них своя жизнь, своя семья и свои машины. В то же время права в США выдаются повсеместно с 16 лет, а в некоторых штатах и с 14, так что есть довольно много проживающих с родителями школьников, которые не только пользуются родительскими же автомобилями, но даже и имеют свои собственные. В России же это в силу закона исключено. Теперь считаем: доля населения России старше 18 лет (минимальный возраст для получения водительского удостоверения и, за известными исключениями, вступления в брак) – примерно 80%, то есть около 118 млн человек Согласно итогам переписей населения в браке (зарегистрированном и нет) состоит 50-60% россиян соответствующего возраста, то есть получаем на вскидку около 30-35 млн семей, к которым надо бы прибавить еще столько же одиноких особей мужского и женского пола (хотя бы от 20 лет), которые, по идее, уже должны считаться самостоятельными (хотя в нашей стране это, понятно, далеко не так). При этом следует иметь в виду, что 51% российских семей с детьми живут за чертой бедности (эти данные были озвучены вице-премьером Татьяной Голиковой в июне), а такие вряд ли могут позволить себе покупку и содержание хотя бы одной машины, так что из исходного числа следует вычесть половину. Получаем в итоге примерно, при самом грубом (но объективном) подсчете 45-48 млн номинальных семей. Из которых, согласно опросу ВЦИОМ, 11-13 млн имеют по две и более машины.   При том, что легковых автомобилей в России, согласно опубликованным вчера данным, насчитывается как раз 48 млн (включая даже легкий коммерческий транспорт), получается, что те же 11-13 млн семей (в дополнение к тем, кто находится за чертой бедности) тоже не имеют автомобилей вовсе. Следовательно, из примерно 35 млн номинальных семей (то есть включая и формально самостоятельных одиночек), в принципе имеющих автомобиль, каждая третья, а то и больше имеют в своем распоряжении два и более автомобиля, что совершенно не сходится с окружающей нас реальностью – достаточно посчитать автомобили у соседей по среднему многоквартирному дому. Конечно, такие семьи есть, но их значительно, в разы меньше. Не забудем, что на 60-70 млн номинальных российских семей (включая и упомянутых одиночек, и живущих за чертой бедности) приходится 48 млн автомобилей – то есть машина и впрямь – как и по данным опроса –  есть примерно в двух семьях из трех. Но если при этом у каждой пятой семьи при этом несколько автомобилей, то тогда цифры опять не сходятся   Стало быть, многие участники опроса под одной семьей, скорее всего, подразумевали не только мужа, жену и маленьких детей, но и детей совершеннолетних вместе с бабушками и дедушками, и вот тогда результаты выглядят более правдоподобными, хотя и менее корректными с точки зрения соотношения числа машин с численностью семьи. Все же одно дело, когда свой автомобиль есть у мужа, свой у жены, да еще и некий третий, предположим, для совместных поездок загород с маленькими детьми, и совсем другое, когда двумя машинами располагает  "сборная" семья из, скажем, 4-5 взрослых людей, зачастую живущих в силу тех или иных причин под одной крышей.   Также проведенный ВЦИОМ опрос показал, что водят автомобиль в семье преимущественно мужчины (78% против 34% женщин) и люди 25-34 (65%) и 35-44 лет (67%). Для большинства водителей по всей России езда — ежедневное занятие (70%), однако лишь 55% водителей Москвы и Санкт-Петербурга водят каждый день. Также каждый пятый водит несколько раз в неделю (21%).   Из тех, кто сам водит ежедневно или несколько раз в неделю, каждый пятый сообщает, что мог бы использовать автомобиль реже (22%). Столько же не могут отказаться от частого использования машины, так как их работа связана с вождением и "автомобиль кормит их семью" (22%). Другие самые популярные причины, по которым водители не могут реже использовать автомобиль: необходимость отвозить детей в школу, садик или на секции (14%), удаленность работы от дома (13%), потребность ездить на автомобиле в магазин или по личным делам (9%) и факторы комфорта и экономии времени (8%). Рассуждая о возможных причинах отказа от частого использования автомобиля, россияне ставят на первое место экономические факторы: возможную высокую стоимость бензина (47%), дорогое обслуживание автомобиля и его страхование, налоги (16%), финансовые трудности и попытки экономить бюджет (15%). Также в этом списке назывались: предположение о большой загруженности дорог (14%), забота об окружающей среде (8%) и плохое состояние дорог (7%). Если бы у тех, кто сам водит автомобиль в своей семье, была возможность вместо машины использовать иной вид транспорта, они бы отдали предпочтение велосипеду (43%) – преимущественно об этом сообщают люди в возрасте 25-34 (44%) и 35-44 лет (56%). Интерес для водителей также представил электрический автомобиль (33%), ему отдали предпочтение половина молодых людей в возрасте от 18 до 24 (51%). Каждый десятый назвал электромопед или электроскутер (10%).  Инициативный всероссийский опрос "ВЦИОМ -Спутник" был проведен 17 сентября среди 1,6 тысячи россиян от 18 лет методом телефонного интервью. Для этой выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.