Забытая история

В Москве открылась выставка советской экспериментальной музыки начала XX века.

Он извлекал музыку прямо из воздуха. Физик, музыкант, один из создателей телевидения, Лев Термен изобрел первый в мире электронный музыкальный инструмент, который стал массово производиться. Прародитель синтезаторов, терменвокс не имел клавишей и струн. Тон звука изменяется положением рук исполнителя между двумя антеннами. На нем Термен научил играть самого Ленина.

"Термену организовали встречу с Лениным, насколько я помню это 1921 год. И Термен устроил демонстрацию своего инструмента Ленину. Секретарша Ленина оказалась пианисткой, и это было легко сделать. И эффект был очень положительный. Ленин предложил использовать этот инструмент в качестве охранной сигнализации. Так что, я думаю, именно Ленин был изобретателем первой охранной сигнализации", – говорит директор центра электроакустической музыки "Термен-центр" Московской консерватории Андрей Смирнов.

Название выставки, которая открылась в галерее Art Banking Club – "Забытая история советской экспериментальной музыки начала XX века". Без синтезаторов и электрогитар невозможно представить современную эстраду, но мало кто знает, как они были изобретены. В Европе первые принципы искусственного звука стали разрабатывать еще в конце XIX века. В России создателем первой синтетической звуковой дорожки стал композитор Арсений Авраамов.

"Авраамов создал симфонию для целого города. Он использовал в качестве музыкальных инструментов все, что только возможно. Ну, скажем, гудки заводов, пароходов, самолетов, летающих над городом, военные части: пулемет в качестве замены малых барабанов, пушки в качестве больших барабанов", – рассказал Андрей Смирнов.

В 1929 Аврамова пригласили в съемочную группу первого советского звукового фильма – "Пятилетка: план великих работ", куда кроме него входили инженер Евгений Шолпо и художник-мультипликатор Михаил Цехановский. Проявили звуковую дорожку. Восхищенный красотой ее узора, Цехановский воскликнул: А если заснять на пленку египетский или древнегреческий орнамент – не зазвучит ли неведомая доселе архаическая музыка? Евгений Шолпо тут же взялся воплощать идею. Хотя древние орнаменты гармонично не зазвучали, была создана уникальная техника "графического звука", которая позволяла записать без музыкантов любую мелодию.

Многие из пленок графического звука Евгения Шолпо давно оцифрованы. На выставке посетители могут и видеть оригинальную звуковую дорожку и слышать, как она звучит.

Хотя в конце тридцатых годов исследования в области звука прекратились на долгие годы, идеи Термена и Шолпо не стали музыкальной утопией. Те же, несколько усовершенствованные терменвоксы производятся до сих пор. В мире за последние 20 лет их было продано несколько десятков тысяч.