Сокровища Третьяковки отправляются в Хельсинки

На выставку в Хельсинки отправляют 130 произведений русского салонного искусства конца XIX века из коллекции Третьяковской галереи.

Телесъемка всех раздражает. Посторонних терпят с трудом. В хранилище Третьяковской галереи кипит работа – реставрация, упаковка и подготовка к транспортировке. На выставку в Хельсинки отправляют 130 произведений русского салонного искусства конца XIX века.

"В умах многих наших зрителей сложилось довольно однобокое представление о живописи XIX столетия. Потому что трудно понять эти истоки аскетизма Перова, Крамского, Ярошенко, если не представлять себе, что были их оппоненты", – говорит куратор выставки Татьяна Карпова.

Один из последних неупакованных экспонатов – портрет супруги Третьякова. В салонной живописи не стоит искать суровостей реализма. Художники-академисты осознанно игнорировали темные стороны реальности и воспевали эстетическую прелесть – женщины, пейзажа, восточной сказки.

Словосочетание "пленники красоты" пришло оттуда же – из XIX века. Так или более иронично – "беспечальные художники" – о салонных живописцах говорили передвижники. "Была борьба, борьба этих эстетических направлений. И, собственно, это и придавало художественной жизни России, Европы остроту, разнообразие", – рассказывает Татьяна Карпова.

XX век развесил на полотна Брюллова, Семирадского и Маковского ярлыки "буржуазность", "мещанство". И не пощадил. Картины раздарили, перепродали, попрятали по подвалам. В лучшем случае – по музейным хранилищам.

Грузоподъемность лифта – 10 тысяч килограммов. В течение пяти дней живопись из фондов Третьяковской галереи спускают и спускают в четвертого этажа на первый.

Только дышащие ткани. Микалента из стопроцентного хлопка. Далее нутросил – с 50% содержанием вискозы. Картонная коробка и двое суток в климатическом фургоне. Температура строго +19. Первый город Европы, который увидят "Пленники красоты", выставлявшиеся ранее только в России, – это Хельсинки.

"Не надо забывать, что Финляндия входила до 1917 года в состав России. Культурный обмен между странами был очень интенсивным. К тому же я не сомневаюсь, что в Хельсинки эту выставку поймут еще и потому, что салонная живопись того периода – явление международное, общеевропейское. Так писали повсюду", – считает Жанн Галлен-Каллела-Сирен, директор городского музея г. Хельсинки.

"Пленники красоты" – лишь вторая из пяти выставок, которые Третьяковская галерея планирует в течение пяти лет представлять в городском музее Хельсинки.