Гимн СССР рассорил правозащитников с реставраторами столичного метро

Гимн Советского Союза рассорил правозащитников с реставраторами столичного метро. Причиной разногласий стал текст, который написан в вестибюле станции метро Курская-кольцевая. После реставрации там появились слова старой версии гимна, в которых упоминается имя Иосифа Сталина. Во времена борьбы с культом личности они были исключены из текста. А сейчас благодаря реставраторам вернулись обратно. Правозащитникам прославление советского вождя не понравилось, и они обратились с протестом к московским властям. После чего в Москомнаследии вынуждены были признать правоту простестующих. Выяснилось, что проект реставрации не был согласован с властями. Какой гимн больше подходит для столичной подземки, выяснял специальный корреспондент радио "Вести ФМ" Николай Осипов.

Осипов: Многотысячные потоки пассажиров. Многие и не смотрят на росписи, скульптуры, мозаику, украшающие столичную подземку. Разве что туристы пытаются разглядеть уникальную архитектуру метро. У большинства на подземную эстетику времени нет. Но правозащитники во главе с Львом Пономаревым решили внимательно осмотреть открывшуюся после реставрации станцию Курская-кольцевая и, пройдя по вестибюлю, возмутились, обнаружив слова старого советского гимна.

Правозащитникам не понравилось, что имя Сталина, который "нас вырастил на верность народу", выплыло из истории. И они собрали тысячу подписей в осуждение реставраторов.

"Мы требуем ликвидации в московском метрополитене надписей, которые были убраны после того, как наша страна осудила преступления Сталина. Реставрация надписей во славу Сталина не восстанавливает историческую справедливость, а искажает историю нашей страны", - гневно заявили правозащитники. Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев сам признается, что не обращал внимания на текст, но возмущение москвичей принял во внимание.

Пономарев: Я потом уже посмотрел эту надпись. Просто появились люди, которые попросили обратиться от нашего имени к чиновникам, чтобы это безобразие прекратить. Как дальше будут развиваться события, я не знаю. Мне бы хотелось, чтобы эта надпись была убрана, потому что она навязывает искусственную дискуссию, и я бы сказал - продолжает гражданскую войну в России. Это вопрос очень острый. Лично я считаю Сталина преступником, виновным в гибели миллионов людей в России, и поэтому появление скандальной надписи считаю вызовом для себя и другим москвичей.

Осипов: Правда, правозащитники признаются, что не очень помнят, какая надпись была на Курской до реставрации. Но, судя по историческим источникам, имя Сталина там действительно присутствовало. Ведь станцию построили в 1950 году . Однако позднее в период борьбы с культом личности текст гимна решили изменить. С 55 года его исполняли вообще без слов, а через некоторое время строчку про Сталина убрали. Второй куплет был целиком посвящен только Ленину: "На правое дело он поднял народы, на труд и на подвиги нас вдохновил", - говорилось отныне.

В то время по всей стране сокращали число сталинских памятников, и, соответственно, слова старого гимна тоже убрали отовсюду. Как и статую Иосифа Виссарионовича со станции Курская, где он достаточно долго возвышался над пассажирами советской подземки.

Современные реставраторы вряд ли преследовали цель вернуть культ личности, просто хотели восстановить исторический облик станции, но их не поняли. Письмо, которое правозащитники отправили столичным властям, дошло до Москомнаследия, где обнаружили, что проект двухмесячной реставрации с ними не согласовали. В Москомнаследия поразмышляли некоторое время, стоит ли комментировать историю с гимном, и от общения с нами наотрез отказались. И их реакцию можно проследить исключительно по письму, которое пришло к Льву Пономареву и которое он нам и процитировал. В нем говорится о процедуре согласования проекта реставрации:

"Проектная документация на реставрацию и приспособление станции метро Курская-кольцевая Москомнаследием не согласовывалась". "В адрес метрополитена подготовлено письмо о недопустимости ведения работ на объекте наследия без согласованной Москомнаследием документацией. Первым зампред Савина".

Руководство метро от исторического спора дистанцировалось. А судя по реакции реставраторов, комментарии которых позднее появились в прессе, там пытались направить документы в Москомнаследие, но на них просто не обратили внимание. А некоторые источники вообще заявили, что метро - памятник федерального значения и московские власти не вправе вмешиваться в это дело. В Росхранкультуре нам все же подтвердили полномочия Москомнаследия, пояснив, что федеральное ведомство не занимается такими вопросами. А уже в Москомнаследии через некоторое время сообщили, что документация на проект действительно к ним пришла, но слишком поздно, после того как станцию открыли и после того, как правозащитник подняли шум.

В итоге сейчас уже на полном серьезе зашла речь о том, чтобы заставить архитекторов переделать свою работу - удалить слова про Сталина. Причина даже не в том, что кому-то это может не нравиться, а в том, что была нарушена процедура согласования. Это грозит исполнителям проекта административным производством и штрафом. Впрочем, в Москомнаследии заметили, что, возможно, удастся обойтись и без переделки вестибюля. Главное, чтобы все формальности были соблюдены. И если руководство метро выполнит все процедуры согласования, то и спорить будет не о чем. Но в таком случае правозащитники будут явно расстроены, поскольку сталинский вариант гимна никто убирать не будет и Курская-кольцевая сохранит свой первозданный облик начала 50-х.

Фрагмент гимна, ставший причиной скандала, слушайте в аудиоплеере.
 

Сегодня

Вы можете получать оповещения от vesti.ru в вашем браузере