На "Курской" цитату о Сталине дополнили Лениным

На станции метро "Курская" (кольцевая) появилась новая фраза из гимна СССР. Кроме строчки о Сталине, теперь там присутствует и упоминании о Ленине. Текст разместили под куполом вестибюля во время реставрации, которая там была проведена этим летом.

На станции метро "Курская" (кольцевая) появилась новая фраза из гимна СССР. Кроме строчки о Сталине, теперь там присутствует и упоминании о Ленине. Текст разместили под куполом вестибюля во время реставрации, которая там была проведена этим летом. Первоначальные слова о Сталине, написанные золотыми буквами, вызвали бурный протест у правозащитников. А Москомнаследие объявило, что реставрация была проведена с нарушениями, так как метрополитен не согласовал проект работ. После скандала, реставраторы добавили к фрагменту гимна фразу о Ленине, чем, похоже, вызвали еще больше негодование у тех, кто недолюбливает советских вождей. За развитием исторического спора следит корреспондент радиостанции "Вести ФМ" Николай Осипов.

"Курская" (кольцевая) вновь меняет свой облик. Пусть незначительно, но это как раз тот случай, когда детали очень важны, судя по тем спорам, которые возникли после реставрации станции. В среду пассажиры, взглянув под потолок вестибюля, увидели там новую фразу из советского гимна: "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил".

Еще несколько дней назад ни строчки о Ленине там и не было. Все внимание уделялось следующему вождю: "Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил". Едва только эта последняя строчка была замечена наиболее внимательными горожанами, как в движение "За права человека" посыпались письма возмущенных. Они требовали прекратить воспевание культа личности. Непродолжительный, но громкий скандал обернулся тем, что реставраторы дополнили воспоминания о Сталине текстом про Ленина, что еще больше раздосадовало недругов советского прошлого. Эксперт правозащитного движения Евгений Ихлов, напоминая о прегрешения советской власти, выступает за чистый мрамор, - "Я не знаю, какое будет еще требование, я бы хотел, чтобы там был просто красивый мрамор или другая строка из гимна без имен этих двух "палачей".

Реставраторы, столь долго трудившиеся над обликом станции, вряд ли предполагали, что их обвинят в идолопоклонничестве Сталину. Они ведь просто воссоздавали исторический облик "Курской". Станцию построили в 1950, в то время портреты вождя висели по всему метро. И лишь после его смерти священный образ стали изгонять из-под земли и не только. Изначально под куполом действительно присутствовала строчка из гимна. Причем старого, советского гимна. В период борьбы с культом личности упоминание о Сталине из текста убрали, отдав все привилегии "озарять" и "вдохновлять на подвиги" Ленину. Спустя полвека возвращение сталинской версии гимна вызвало бурные дебаты. Даже среди пассажиров нет единого мнения, хотя большинство из них в спешке и не замечает перемен. Главное, что станцию открыли.

Противники "красного" прошлого обратились к столичным властям и, к их удивлению, Москомнаследие внезапно обнаружило, что работы по реставрации были проведены без согласования с ними. То есть авторы проекта и руководство метро нарушили процедуру и теперь их могут заставить переделывать станцию. Правда, в данном случае речь уже не об историческом споре, а лишь о соблюдении формальностей. Руководство метро, похоже, уже и само не радо, что все так обернулось. Начальник подземки Дмитрий Гаев общения с журналистами избегает, в прессе лишь проскользнуло его одинокое высказывание о том, что реставраторы не поняли задачу и забыли про Ленина, а когда вспомнили, было поздно. Текст решили дополнить, но так, чтобы его появление не совпало с днем рождения Гаева - 21 октября. Выдержав паузу, работу доделали, и в отличии то правозащитников, российские коммунисты остались довольны. И только рады, что их великие предшественники нашли свое место на мраморе. Зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин ничуть не против воспоминаний и о Сталине, и о Ленине, - "Я убежден, что имя Сталина как было великим во всем мире, так и будет оно оставаться таким же великим, и величие Иосифа Виссарионовича Сталина связано не только с победой в Великой Отечественной войне и освобождением мира от фашизма, но это и строительство, и возрождение России. Я все-таки считаю, что очень здорово, что наши люди заметили отсутствие этой второй строчки и сумели все сделать для того, чтобы эта надпись появилась в том виде, в котором была".

Последнее слово за Москомнаследием, которое пока хранит суровое молчание и еще не объявило о своем решении относительно согласования проекта. Если нынешний облик "Курской" не вызовет нареканий у надзорных органов, то его могут оставить, а могут и попросить реставраторов демонтировать спорную надпись. Правда, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин все же за старый советский вариант, и никакой идеологии, - "Если вы делаете реставрацию, то надо делать, как и было, а не делать вместо Сталина Брежнева. Если ты взялся за реставрацию, должно быть точно так же, а не белое пятно в этом месте".
А многотысячный пассажиропоток подземки, по большей части, остается вне этих горячих споров. Многим просто некогда поднять голову вверх и увидеть золотые буквы старого гимна.