Российские дороги: война за жизнь

Работы начались в середине сентября
Третьи сутки водители вынуждены простаивать из-за неудачного ремонта дороги
В таком плачевном состоянии, по самым скромным подсчетам, находится большинство трасс в России
Но вместо того, чтобы улучшить трассу, дорожники добились обратного эффекта
Сначала напряжение пытались снять "КамАЗами" с гравием, но не тут-то было. Потом подвезли бетонные плиты. Худо-бедно, но на пятые сутки полотно, наконец, стало выдерживать многотонные машины.
Работы начались в середине сентября
Третьи сутки водители вынуждены простаивать из-за неудачного ремонта дороги
В таком плачевном состоянии, по самым скромным подсчетам, находится большинство трасс в России
Но вместо того, чтобы улучшить трассу, дорожники добились обратного эффекта
Сначала напряжение пытались снять "КамАЗами" с гравием, но не тут-то было. Потом подвезли бетонные плиты. Худо-бедно, но на пятые сутки полотно, наконец, стало выдерживать многотонные машины.
На федеральной трассе М-53 "Байкал" восстановили движение. До этого там нельзя было проехать почти неделю: на одном из участков просел асфальт, пробка из большегрузов растянулась на несколько километров. Дорожные проблемы есть в каждом регионе, но вспоминают о них, только когда в ДТП гибнут люди.

На федеральной трассе М-53 "Байкал" восстановили движение. До этого там нельзя было проехать почти неделю: на одном из участков просел асфальт, пробка из большегрузов растянулась на несколько километров. Свои дорожные проблемы есть в каждом регионе, но нередко о них начинают говорить, только когда ДТП уносит жизни людей.

Призера чемпионата мира, лидера и гордость нашей спортивной гимнастики Юрия Рязанова в школе олимпийского резерва родного Владимира ждали с нетерпением. Он прилетел из Лондона, сел за руль своего Chevrolet и выехал в сторону дома. 161-й километр федеральной трассы "Волга", считанные минуты до встречи с близкими. Въезд в поселок Ворша, но ни ограждения, ни разделительных отбойников нет. Обычная для России картина. Что же здесь случилось, следствие еще выясняет. Лобовое столкновение с автомобилем Audi. Несколько минут 22-летний спортсмен был еще жив, но травмы оказались слишком серьезными.

"Мне уже позвонили из газеты. Я не поверил. Потом позвонили из ГАИ. Но пока я сам не увидел, не верил", – говорит Игорь Калабушкин, тренер Юрия Рязанова.

Бурое пятно на асфальте дождь еще не смыл. Кто-то бережно собрал тетради и конспекты, которые Юрий Рязанов вез с собой. На кладбище "Улыбышево" город Владимир прощается со своим любимцем. Свежая могила располагается на Аллее Славы.

По соседству с Юрой – еще одно надгробие. Ровно год назад здесь так же всем миром похоронили Алексея Прокуророва. Многократный олимпийский чемпион, еще один кумир города, так же погиб на дороге. Его сбил пьяный водитель. Месяц октябрь во Владимире теперь называют "черным".

Киржач во Владимирской области, Малоярославец в Калужской или Великий Устюг в Вологодской. Население этих городов, примерно, 30 тысяч человек. Цифра не новая и оттого еще более удручающая. Ежегодно на дорогах страны гибнет население одного такого малого города. Да и Москва – на одном из первых мест в мире по числу смертей в ДТП. На дорогах России идет война, да и сами дороги в России, как во время войны.

Россия, XXI век. Сотни людей и машин застряли почти на неделю не где-нибудь, а на единственной дороге, связывающей Москву и Красноярск. За время этого "великого стояния" в соседних деревнях жители закололи несколько бычков. Закололи, чтобы прокормить водителей. Голодные дальнобойщики уже готовы платить за курицу 300 рублей. Злость за испортившиеся грузы выливают на сотрудников ДПС. Солярка на исходе, надежды никакой.

"Ни воды, ни горячего питания. Сегодня хлеб ели, чтоб с голоду не помереть",- рассказывает Вячеслав Купцов, водитель.

Основа экономики любой страны. Если дорожная сеть, это кровеносная система, то многокилометровая пробка на федеральной трассе М-35 стала тромбом. А еще позором, который дорожники, устроившие этот хаос, 5 дней подряд оправдывали российскими погодными условиями.

Судебные иски заказчикам и подрядчикам затеянного в межсезонье ремонта гарантированны. Материальный ущерб от простоя фур с грузами оценить еще предстоит. Ущерб своей репутации организаторы этого затора, вероятно, ощутят сами.

5 лет назад министр транспорта Игорь Левитин показывал и рассказывал нам, как удобно будет ездить по платным дорогам, которые станут альтернативой грязной жиже, ямам, колеям или отсутствию дорог, как таковых. Системы платных дорог за эти годы в нашей стране так и не появилось. Зато появилась идея брать плату за проезд по уже существующим трассам, то есть опять никакой альтернативы. Через пять лет подчиненные министра все еще разводят руками.

"У нас не только М-53, у нас более 60% всей сети федеральной не отвечает нормативным требованиям", – жалуется Анатолий Чабунин, руководитель Федерального дорожного агентства.

А пока на этом отрезке между Читой и Хабаровском водители продолжают губить подвеску, резину и нервы. Последние 26 километров обещают заасфальтировать к следующему году. В общем, автомобильное путешествие со скоростью 120 километров в час из Владивостока до Москвы и дальше в Европу еще долго останется мечтой. Деньги есть только на заплатки. Говорить о скоростной магистрали через всю страну с освещением и удобными зонами отдыха, наверное, и правда странно, пока две столицы – Москва и Санкт-Петербург – соединяются дорогой, на которой колея – глубиной с сигаретную пачку. Это дальнобойщики придумали свой собственный метод измерения "риска для жизни" на маршруте Москва – Санкт-Петербург.

"Если взять циркуль, поставить его в центр Москвы и провести круг радиусом 200-250 километров, то даже здесь, в центральной России, есть дороги, находящиеся действительно в ужасном состоянии", – рассказывает Валерий Войтко, председатель Центрального комитета межрегионального профсоюза водителей-дальнобойщиков.

Про российские дороги и бездорожье водители большегрузных фур могут говорить часами, не стесняясь в выражениях. Им есть с чем сравнивать: на кардан намотана вся Европа, оттого мнение о родных маршрутах становится еще жестче.

Дальнобойщица Юля Воронова – одна из немногих женщин в этой профессии. На стоянке грузовиков у Московской кольцевой автодороги разговоры снова и снова о замерзавших под Красноярском коллегах.

"Дорог нет, есть направления. Вот та же историю в Сибири. Кому пришло в голову ремонтировать дорогу осенью? Они что, не знали, к чему это приведет?" – возмущается Юлия Воронова.

Замечание классика о двух российских бедах и лирическое народное творчество об этом же за столетия не смогли сделать того, что накануне сделал Кировский районный суд Иркутска. Федеральное дорожное агентство там в принудительном порядке обязали отремонтировать часть трассы в Усолье-Сибирском – одном из старейших городов Приангарья. Так на практике выяснили, что иск, поданный областной прокуратурой, иногда имеет на умы большее влияние, чем творчество писателя Гоголя.