Караченцов Николай Петрович

Николая Караченцова называют одним из самых популярных российских актеров
Николай Караченцов - российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР, ведущий актёр Московского театра имени Ленинского комсомола (на сцене театра с 1967)

Караченцов Николай Петрович родился 27 октября 1944 года в Москве, РСФСР, СССР.
Российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1989), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2003).
Николай Караченцов - ведущий актёр Московского театра имени Ленинского комсомола (на сцене театра с 1967), в последние годы в связи с тяжёлой болезнью в репертуаре практически не занят (с марта 2005).

Семья, детство и юность

Отец - Караченцов Петр Яковлевич (1907—1998) , художник-график, работал в журнале "Огонёк".
Мать – Брунак Янина Евгеньевна (1913—1998), балетмейстер-постановщик, работала в Большом театре (ГАБТ), Казанском музыкальном театре, музыкальном театре Улан-Батора в Монголии.

Николай рос без отца, поэтому, когда Янина Евгеньевна уезжала из Москвы на постановки, Коля учился и жил в интернате. В школьные годы все летние каникулы проводил в доме отдыха ВТО (Всероссийского театрального общества, ныне СТД) в селе Щёлыково Костромской области.
В детстве Караченцов серьёзно занимался плаванием и к 13 годам стал чемпионом центральной спортшколы СССР по прыжкам в воду. Он оставил занятия плаванием, когда вместе с мамой уехал на два года в Улан-Батор.

Учась в старших классах, Николай Караченцов вошёл в группу "Актив", созданную при Центральном детском театре (ЦДТ). В обязанности "активистов" входило дежурство в здании театра и слежение за соблюдением порядка школьниками. А заодно дежурные имели возможность посмотреть спектакли. Вскоре при ЦДТ открылась и студия самодеятельности для школьников. Караченцов записался в нее одним из первых. Руководителями студии были Печников и Миньковская. В Клубе искусств при театре Караченцов прослушал курс лекций для школьников. Лекторами были известные режиссёры и актёры.

Свою первую роль Николай Караченцов сыграл в спектакле "Фигаро". К этому времени он уже точно знал, что будет актёром.
После школы в 1963 г. он решил пройти экзамены в Школе-студии МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко. Это было нелегко: Караченцова дважды смотрели на третьем туре и решали, взять ли вольнослушателем или сразу зачислить на курс. В результате всё-таки зачислили в основной состав студентов.

На курсе было двадцать человек и только по актерскому мастерству девять педагогов.
В их числе – ученики самого Станиславского Виктор Яковлевич Станицын и Василий Осипович Топорков, а руководителем курса был Виктор Карлович Монюков, известный мхатовский актёр.
Первая студенческая работа Николая Караченцова - роль Дахно в спектакле Панова "Метелица" заслужила приза "За лучшую мужскую роль". Высоко была оценена и его дипломная работа – роль Милославского в "Иване Васильевиче".
Со второго курса Караченцов стал получать стипендию имени Василия Качалова и в 1967 г. закончил Школу-студию он с красным дипломом.

Караченцов в Ленкоме

Обычно выпускников Школы-студии распределяли во МХАТ. Но когда Караченцов выпускался, в Московском театре имени Ленинского комсомола (с 1991 года - театр "Ленком") в связи с уходом с поста главного режиссера Анатолия Васильевича Эфроса был недобор актёров. Новый главный режиссер театра Монахов обратился с письмом к руководству Школы-студии МХАТа с просьбой о помощи. Впервые за всю историю существования Школы десять лучших выпускников были направлены в театр Ленинского комсомола, в их числе был и Николай Караченцов.

Караченцов сразу был введён в основной состав исполнителей, его первыми работами стали роли в спектаклях, которые ставил ещё Анатолий Эфрос.
В 1973 году главным режиссёром театра стал Марк Захаров. Однако его первая постановка на сцене "Ленкома" - спектакль-карнавал "Автоград-XXI" – состоялась ещё до этого эпохального события. "Автоград-XXI" Захаров ставил вместе с журналистом и поэтом Юрием Визбором, а Николай Караченцов сыграл одну из ролей. Спектакль был ярким, неординарным для тех лет зрелищем, имел успех у зрителей, среди которых в основном была молодежь.
А через год, в следующем спектакле Захарова "Тиль" (пьеса Григория Горина по произведению Шарля Теодора Анри де Костера) Караченцов сыграл главную роль – Тиля Уленшпигеля. Несмотря на удалённость времён, в которые разворачивается действие, актёру удалось создать образ современный, близкий по духу молодому зрителю. Николай Караченцов стал кумиром нового театрального поколения.

В те годы он сыграл роли Шурки Басаргина ("Дым отечества" по К.М. Симонову), Карабанова ("Колонисты" по А.С. Макаренко), Солдата ("Прощай, оружие!" по Э.Хемингуэю, музыка М.Л. Таривердиева) и другие.

"Звезда и смерть Хоакина Мурьеты"

В 1976 году Марк Захаров поставил свою первую рок-оперу "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года" по произведению чилийского поэта Пабло Неруды. Хоакина играл Александр Абдулов, Тересу – Любовь Матюшина, Смерть и Главу рейнджеров – Николай Караченцов. Захарову удалось точно угадать веяние времени - опера имела ошеломительный успех.

В репертуаре спектакль держался 18 лет, его сыграли 1050 раз, причём не только в театре, но и на стадионах, вывозили на зарубежные гастроли.
В 1978 году вышел двойной альбом "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты", а Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года (1979). В 1985 году на экраны вышел одноименный художественный фильм режиссера Владимира Грамматикова. Правда, актёрский состав в фильме был совсем другим.

Николай Караченцов в то время сыграл Лаэрта в шекспировском "Гамлете" в постановке Андрея Тарковского (1976) и Мишу Земцова в арбузовских "Жестоких играх", которые поставил Марк Захаров (1979).

"Юнона" и "Авось"

Визитной карточкой театра "Ленком" стала современная опера (по сути – рок-опера, но слово "рок" тогда было под цензурой) "Юнона" и "Авось". Либретто написал Андрей Вознесенский, музыку – Алексей Рыбников, сценографию сделал Олег Шейнцис, хореографию ставил Владимир Васильев, а постановку осуществил Марк Захаров.

Николай Караченцов исполнил главную роль - графа Николая Резанова. Премьера состоялась 9 июля 1981 года. Перед показом оперы приёмной комиссии (в советские времена – непременный этап выпуска спектакля), Марк Захаров и Алексей Рыбников поехали в Елоховскую церковь и поставили у иконы Казанской Божьей Матери свечи.
И хотя спектакль был разрешён к показу, буквально через несколько дней после его выхода на Западе были опубликованы статьи, которые подчеркивали его антисоветский пафос. Разразился скандал, но через некоторое время всё улеглось, и немаловажную роль в этом сыграл законодатель мод - Пьер Карден. Будучи в Москве, знаменитый модельер посмотрел "Юнону" и "Авось". Он не только пригласил труппу на гастроли в Париж, но и взял все расходы на себя. Спектакль играли в зале "Эспас Карден", сам маэстро моды смотрел оперу 17 раз.

А на гастролях в Америке (в Нью-Йорке на Бродвее) Караченцов играл, ни разу ни прибегнув к помощи дублёра, а спектаклей за полтора месяца было сорок восемь, то есть восемь в неделю! Актёр травмировал локти, но продолжал играть, несмотря на боль.
После аварии 2005 года, в которую попал Караченцов, роль Резанова исполняет Дмитрий Певцов.

На Николае Караченцове, что называется, держался репертуар театра. За годы работы в "Ленкоме" он сыграл в "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского (режиссер Марк Захаров, 1983), "Школе для эмигрантов" Дмитрия Липскерова (режиссер Марк Захаров, 1990), "Sorry" Александра Галина (режиссер Глеб Панфилов, 1992), "Чешском фото" Александра Галина (режиссер Александр Галин, 1995), "Ясновидящем" по произведению Лиона Фейхтвангера и в "Шуте Балакиреве" Григория Горина.

Работа Караченцова в кино

Актёр дебютировал в фильме "Штрихи к портрету" (1967).
В 1970-е годы у Караченцова было много "проходных" ролей: от работника райкома ("Красная площадь", 1970) до комсорга ("Моя судьба", 1974).
Значительной ролью стала его работа в фильме по пьесе Александра Вампилова "Старший сын" (1975). В роли Владимира Бусыгина по-новому, с большой силой раскрылся драматический талант актёра.

Затем были маркиз Рикардо в "Собаке на сене" Лопе де Веги (режиссер Михаил Лозинский, 1977), Злат в "Ярославне, королеве Франции" (режиссёр Игорь Масленников,1978), Дикки Мелони в "Королях и капусте" О'Генри (режиссер Николай Рашеев, 1978), Урри в "Приключениях Электроника" (режиссёр Константин Бромберг, 1979), Джефферсон Хоуп в одной из серий многосерийного фильма "Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона (режиссёр Игорь Масленников, 1979), Джефф Питерс в "Тресте, который лопнул" (режиссёр Александр Павловский, 1982), старший лейтенант Орлов в "Батальоны просят огня" (режиссёры Владимир Чеботарев, Александр Боголюбов, 1985), Билли в "Человеке с Бульвара Капуцинов" (режиссёр Алла Сурикова, 1987) и много других ролей.

В отдельном ряду стоят работы актёра в фильме Марка Захарова "Дом, который построил Свифт" (1983) и телеспектаклях "Юнона" и "Авось" (1983) , "Шут Балакириев" (2002).

В конце 1990-х годов Караченцов снимался сериалах "Петербургские тайны" (1994-1995) , "Королева Марго" (1996), "Тайны дворцовых переворотов. Фильм 1. Завещание императора" (2000), "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского" (1999).

Актер дублировал иностранных актеров в зарубежных фильмах, например, в советском прокате Жан-Поль Бельмондо почти всегда "говорил" голосом Караченцова.
Караченцов также озвучил много мультфильмов.

Караченцов-певец

Николай Караченцов – актёр поющий, то есть он не только сам исполнял все вокальные партии в драматических спектаклях и песни в кинофильмах, но часто выступал именно как певец. Его хрипловатый, с особыми обертонами голос, в котором всегда сквозит шарм и ирония, запоминается сразу и узнаётся легко.

Он был членом жюри фестиваля актерской песни имени Андрея Миронова.
Караченцов подготовил несколько дисков. В первом он исполнил песни Юрия Массина, во втором - песни на стихи Ильи Резника, музыку была написана Максимом Дунаевским.

В 2007 году небольшим тиражом вышла "Антология песен из репертуара Николая Караченцова" из 12 дисков, в которую вошли около 200 песен из популярных фильмов, спектаклей и концертов, а также редкие, ранее никем не исполнявшиеся песни.

Авария

В ночь на 28 февраля 2005 года Николай Караченцов, находясь за рулём автомобиля Volkswagen Passat, попал в аварию на Мичуринском проспекте.
Той же ночью актёру была сделана трепанация черепа и операция на головном мозге, затем из городской больницы его транспортировали в Институт Склифосовского.
26 дней Николай Караченцов был в состоянии комы.
В начале июня его перевели в Центр патологии речи и нейрореабилитации.
За год лечения актёр перенёс три сложнейшие операции на головном мозге, остановку работы лёгких, полную неподвижность и немоту.

3 апреля 2005 года близкие и друзья актёра провели в его поддержку благотворительный концерт-акцию "Без тебя народ не полный". Участвовали в нём Максим Дунаевский, группа "Уматурман", "Виртуозы Москвы", Вера Васильева, Олег Митяев, Эммануил Виторган, театр "Ученая обезьяна" и многие другие.

В мае 2007 года на концерте-презентации своей "Антологии песен" актёр вышел на сцену.
28 апреля 2008 года Николай Караченцов на сцене родного театра отметил 40-летие своей творческой деятельности.
Планируется, что в дни юбилейных торжеств 26, 27 октября 2009 года Николай Караченцов сыграет в новой постановке "Грамматика любви" роль поэта Бориса Пастернака.

Личная жизнь

Жена - Поргина Людмила Андреевна, заслуженная артистка России.
Сын - Караченцов Андрей Николаевич (1978 г. р.), выпускник факультета международного права МГИМО.

Предпочтения

После пережитой аварии и комы здоровье Николая Караченцова восстанавливается постепенно. Ему разрешены небольшие физические нагрузки.
Он, конечно, уже не курит (хоть всю жизнь был заядлым курильщиком), но играет в любимый теннис, плавает и подолгу гуляет.