80 лет судно "Георгий Седов" завершило свой легендарный дрейф в Арктике


ГТРК "Поморье"

Сегодня 80 лет, как судно "Георгий Седов" завершило свой легендарный дрейф в Арктике. Запланирован он не был. Участникам пришлось 812 дней учиться выживать в экстремальных условиях. В Архангельске помнят и гордятся участниками экспедиции.

Сегодня 80 лет, как судно "Георгий Седов" завершило свой легендарный дрейф в Арктике. Запланирован он не был. Участникам пришлось 812 дней учиться выживать в экстремальных условиях. В Архангельске помнят и гордятся участниками экспедиции. Рассказывает ГТРК "Поморье".

1937 год, ледокольный пароход "Георгий Седов" отправляется в полярную экспедицию. Планы — провести исследования в море Лаптевых и Карском и вернуться домой. И вот научная деятельность подходит к концу — судно получает сигнал бедствия, отправляется на помощь и попадает в ледовый плен. "Георгий Седов" вместе с ледоколами "Садко" и "Малыгин" вмерзают во льды вблизи Ново-Сибирских островов. В ловушке на дрейфующих судах оказываются более двухсот человек. При помощи полярной авиации весной 37-го большая часть людей была эвакуирована. "Садко" и "Малыгин" выведены из дрейфа. Покинуть ледовый плен не смог лишь "Седов".

Александр Белов, научный сотрудник Северного морского музея, говорит:

— Из-за повреждения рулевого пера. Оставшись в гордом одиночестве он начал дрейфовать в абсолютно на тот момент неисследованных широтах Арктики.

Впереди ещё одна зимовка. 15 человек во главе с 29-летним Константином Бадигиным начинают буквально бороться за выживание, при этом вести уникальную научную деятельность. Ходить в Северных широтах по экстремальным маршрутам судно было не готово. Ледовые сжатия ежедневно угрожали жизни моряков. 812 дней в Северном Ледовитом океане подробно описал капитан дрейфа — в издании 40-х годов "Записки о жизни и работе на ледокольном пароходе "Георгий Седов".

Александр Белов рассказывает:

— Читая это, удивляешься, почему этот момент Советской истории не экранизирован. Потому что здесь всё смотрится, как голливудский блокбастер — от сжатия льдами до выживания людей, ремонт судна.

В Северном морском музее есть и записка свидетеля освобождения судна ледоколом "Иосиф Сталин". Также фото с экипажей судов, научный сборник с результатами исследования, а также макет ледокольного парохода. Все участники экспедиции — Герои Советского Союза. Память об одном из них живёт в шестой архангельской гимназии. Её выпускник — Николай Шарыпов стал самым молодым в экипаже. И первым, кто из уроженцев Архангельска получил это высокое звание. Тогда в свои 24 кочегар Шарыпов вместе с механиком Сергеем Токаревым спасали корабль от затопления. Судно накренилось от подвижки льда, и на борт хлынула вода. Тогда моряки решились заткнуть образовавшуюся пробоину.

Марина Лопатина, заместитель директора гимназии № 6, рассказала:

— Ныряли в ледяную воду, рисковали жизнью. Лёд сталкивался между собой, как ножницы, и в любую минуту могли погибнуть. Ныряли они по очереди по 20 минут. Что удивительно, саженцами в этой ледяной воде они возвращались снова на льдину.

В юбилейную дату о земляке сегодня с гордостью вспоминают и в 7б. Говорят о стойкости духа, рассказывают о тех, кто выпустился из стен школы. Память о "Герое Советского Союза" увековечена на фасаде гимназии. Всего из Архангельской области в 37-м в экспедицию на "Седове" отправились четыре человека.