Московская биеннале

Завершилась III Московская биеннале современного искусства. Ее итоги порадовали устроителей: за месяц выставку посмотрели 80 тысяч зрителей.

Завершилась III Московская биеннале современного искусства. Ее итоги порадовали устроителей: за месяц выставку посмотрели 80 тысяч зрителей.

Восемьдесят тысяч зрителей за тридцать дней. Почти в три раза больше, чем на первой московской биеннале. Таков итог третьего смотра современного искусства.

- Я первый раз на такой выставке, получилась неизгладимое впечатление, меня поразило все, что здесь находится.

- Увлекательно! Понравилось нам по-честному. Приобщились не только к отечественной культуре, но и к культуре зарубежной.

- Не отстаем от молодежи, смотрим новые вещи.

Куратор выставки, француз Жан Юбер Мартен обещал удивить Москву – показать экзотику: искусство австралийских аборигенов и художников Океании. И сдержал свое слово.

"Эта работа австралийского художника из племени аборигенов. Она выполнена на коре. Эти линии – традиционные узоры того клана, которому принадлежат художники. Этот узор имеют право использовать только члены этого клана", – рассказывает куратор III Московской биеннале современного искусства Жан Юбер Мартен.

По мнению критиков, третья биеннале – удалась. Кроме одного, зрителям понятно далеко не все.

"Именно в России зритель не подготовлен к интерпретации, восприятию современного искусства, которое очень многообразно в своих смыслах, в своем формальном воплощении", – говорит арт-критик Сергей Хачатуров.

По словам Жана Юбера Мартена, основная идея нынешней биеннале – показать природу творчества, то, из чего произрастает искусство, и не важно, кто его создает – австралийский абориген или художник с мировым именем. Но именно это и оказалось самым слабым звеном. Идея не новая – Запад не оценил.

"Поэтому гостей серьезных – профессиональных музейных, кураторов на этой биеннале не было. Я считаю, что это не проблема Мартена, это не проблема Москвы. Это проблема стремления к новизне, которая, как и во всех остальных областях культуры, в арт-мире тоже присутствует", – считает арт-критик Валентин Дьяконов.

Мартен уехал, а биеннале осталась. И критики уже решают – кого звать в следующем году и кто возглавит IV Московскую биеннале.