"Москва слезам не верит": фильм-источник крылатых фраз и путеводитель по столице отмечает 40-летний юбилей

Исполняется 40 лет с момента выхода на экраны знаменитого фильма Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". За эти годы картина не потеряла актуальности и по-прежнему остается для зрителей источником крылатых фраз и путеводителем по Москве. Как магия кино запечатлела разные эпохи жизни столицы?

Исполняется 40 лет с момента выхода на экраны знаменитого фильма Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". За эти годы картина не потеряла актуальности и по-прежнему остается для зрителей источником крылатых фраз и путеводителем по Москве. Как магия кино запечатлела разные эпохи жизни столицы?

Один из первый показов фильма прошел здесь — в ДК подмосковного Клина. На премьеру приезжали даже Меньшов и Алентова — интересовались мнением заводчан, ведь фильм изначально задумывался как производственная драма.

Производство снимали здесь же, в Клину, на заводе "Химволокно". В кадре — гордость предприятия: крашенные вискозные нити.

Вот тот самый цех, на полу узнаваемая плитка, но с 90-х годов производство остановлено, огромное пространство разделили на ангары и теперь сдают арендаторам. Однако бывшие работницы завода до сих пор вспоминают дни съемок.

"Их не беспокоит здесь аппаратура, все эти режиссеры. Им надо переодеться — они что-то другое надели и пошли", — рассказывает Вера Щеголькова.

Но фильм получился, конечно, не о заводе — о Москве. Первая часть — гимн 50-м. Время расцвета поэзии, у памятника Маяковскому толпа слушает Вознесенского. В фильме он, кстати, настоящий.

Сцену снимали невероятно долго — режиссер искал ракурс, чтобы спрятать тоннель под Тверской. Рыть его начнут только в 59-м. Получилось — и сейчас с этой точки тоннеля не видно.

Искать подходящий для знакомства контингент Люда отправляется в знаменитую Ленинку.

Люда говорит, что достала абонемент в научный зал, но конспект пишет в гуманитарном. Его открыли в 58-м — как раз в этом году и начинается действие в фильме.

Недавно его отреставрировали, и теперь здесь все точно так, как в фильме. Знаменитая курилка, правда, закрыта. Но и сцену снимали в павильоне.

С высоткой, куда на время переезжают героини, режиссер тоже показал фокус. Фасад снимали у дома на Кудринской площади, бывшей Восстания. Именно этот адрес и звучит в фильме. А интерьеры снимали уже в высотке на Таганке — вероятно потому, что они торжественней. Вот тот самый узнаваемый барельеф и тот самый лифт, к которому так бежали героини.

- Не нажимайте! Не нажимайте!

Звенит будильник, и героиня просыпается в 70-х — в новом квартале домов на Мосфильмовской. Сюда же приглашает Гошу в гости.

Дома эти в народе назывались генеральскими — квартиры в них давали руководству Министерства обороны и героям СССР.

"Герман Степанович Титов — он тогда жил здесь — с большой радостью узнал своего друга по многим комитетам, где они заседали — Алексея Владимировича Баталова", — вспоминает старшая по дому Наталья Зазулина.

С Родионом Катя встречается дважды — на Гоголевском бульваре. Здесь — тоже чудеса кинематографии. Сцену снимали сразу на двух лавочках. В одном кадре отчетливо узнается усадьба Нарышкиных. Но стоит героям присесть, и все меняется.

"Когда камера разворачивается, мы видим дом, стоящий не напротив усадьбы Нарышкиных, а немного в другом месте — это дом номер 8 на Гоголевском бульваре", — говорит москвовед Татьяна Воронцова.

Для съемок Гоголевский был выбран неслучайно: сосуд в старом сердце столицы, где не так заметна смена эпох и чувствуется дух города.

Москва по-прежнему не верит слезам: ведь это город, где никогда не поздно выиграть в лотерею любовь.