Тема:

20 лет без Берлинской стены 14 лет назад

Путин: разделение Германии не имело исторической перспективы

"Сложные переговоры у нас были с нашими финскими партнерами и со шведским правительством, которое выдвинуло ряд дополнительных требований концерну Nord Stream в сфере экологии", - отметил российский премьер Владимир Путин
Разделение Германии не имело исторической перспективы, а объединение было единственным верным решением. Такое мнение высказал премьер-министр РФ Владимир Путин в интервью для документального фильма "Стена" телекомпании НТВ, который посвящен 20-летию падения Берлинской стены.

Разделение Германии не имело исторической перспективы, а объединение было единственным верным решением. Такое мнение высказал премьер-министр РФ Владимир Путин в интервью для документального фильма "Стена" телекомпании НТВ, который посвящен 20-летию падения Берлинской стены.

"Считаю абсолютно неперспективным разделение Германии. Исторически оно не имело никаких перспектив, - сказал он. - Германия стала в известном смысле разменной картой в борьбе между державами, но разделение народа бесперспективно. На мой взгляд, было ясно с самого начала, что этого нельзя делать".

"Что касается защиты наших интересов при объединении Германии, что-то, наверное, можно было сделать иначе. Но мне кажется, в ходе этих процессов было сделано самое главное, самый главный плюс был достигнут. Он заключается в том, что возникло новое качество отношений между Россией и Германией, - уверен Путин. - Для меня было очевидно, что решение будет сделано именно в пользу прямого объединения".

Глава правительства считает, что "возникло чувство доверия и благодарности, это один из тех базовых камней в фундаменте наших отношений, на котором строится здание нашего взаимодействия сегодня".

"История человечества знает много различных заградительных и разделительных линий и сооружений, - напомнил российский премьер. - Одна из самых известных - это Великая Китайская стена. По-моему, это единственное сооружение, созданное руками человечества, которое видно из космоса. Но почему она стоит уже сотни лет? Потому что она защищала народ, а Берлинская стена разъединяла его. В этом, конечно, была ее неестественность. Для меня было ясно, что в современном мире народ невозможно удержать и удержанным он быть не может".

Возвращаясь к истории, Путин отметил, что "Советский Союз и не ставил перед собой задачи разделения Германии. Еще при Сталине советская дипломатия не ставила задачу разделения Германии. Более того, она исходила из того, что Германия будет единым государством, правда, демилитаризованным и демократическим".

"Кстати говоря, в Австрии это и произошло, но наши союзники тогда предпочли сначала объявить о создании ФРГ, а потом начались те процессы, которые привели к разделу", - добавил он.

По словам премьер-министра, "на самом деле, Германия и немецкий народ очень долгое время были заложниками борьбы двух сверхдержав и оккупационных сил, как на Западе, так и на Востоке. Хочу подчеркнуть это: как на Западе, так и на Востоке!" - заметил он. - Я говорю об этом со знанием дела, потому что когда я работал в ГДР, мы общались с нашими коллегами из союзнических государств, и я знаю настроения и наших военных, и стран союзников".

Вспоминая свое пребывание в ГДР, Владимир Путин отметил, что в 1985 году, когда в СССР уже шли процессы, связанные с перестройкой, "в ГДР люди жили так, как будто ничего не происходит".

По мнению Владимира Путина, России и Германии необходимо объединять усилия на международной арене и решать задачи, в которых заинтересован мир.

Отвечая на вопрос, что же должно определять отношения двух стран, глава правительства сказал, что "это взаимный интерес и повышение конкурентоспособности наших экономик, объединение усилий на внешнеполитической арене, решение задач, в которых заинтересована Европа, весь мир и наши страны".

"Обратите внимание: что бы ни происходило внутри самой Федеративной Республики, какие бы серьезные процессы там ни происходили, все-таки есть определенный межнациональный консенсус по развитию отношений с Россией", - отметил Путин.

"Сложные были отношения между Гельмутом Колем и будущим канцлером от Социал-демократической партии, моим сегодняшним другом господином Герхардом Шредером, но у нас с ним очень быстро выстроились отношения. Шредер ушел из политической жизни, пришла госпожа Ангела Меркель совсем из другого политического спектра, из другой партии. Но у меня и с ней сложились замечательные отношения, очень хорошие - и личные, и деловые. О чем это говорит? О том, что заинтересованность в развитии отношений имеет глубокие корни. Есть понимание, что мы нужны друг другу, и это самое главное", - пояснил глава российского правительства.

"Первое очень сильное эмоциональное и, я бы сказал, сущностное впечатление произвели на меня контакты с господином Колем, когда он был еще канцлером ФРГ, а правительство пребывало в Бонне. Могу сказать откровенно, до сих пор я нахожусь под впечатлением от этой беседы. Я понял, что и в Европе, и в ФРГ есть люди, причем занимающее высшее положение в иерархической государственной лестнице, которые искренне и глубоко убеждены в том, что будущее Европы связано с хорошими отношениями с Россией, с развитием этих отношений", - заключил Путин.

Российский премьер поделился воспоминаниями о своем пребывания в ГДР в середине и конце 80-х годов. "Там прошло несколько лет моей жизни, это были не самые плохие годы, я бы даже сказал - хорошие. Мы дружили с нашими коллегами, познавали новый для нас мир, я осваивал язык, общался с людьми. Бытовое общение, на самом деле, очень много дает в понимании того, чем живут люди, как они думают, и как выстраивать с ними отношения. Это дверь в совсем другой мир, это очень интересно", - добавил он.

Путин также вспомнил, как "частенько ездили на всякие экскурсии, на Рождество выезжали в горы. Я до сих пор помню эту теплоту и сердечность. Я очень благодарен за это, - признался он. - В этой связи какое-то ностальгическое чувство есть. Но мы видим, как развивается Федеративная Республика, мы рады тому, что у нас выстраиваются добрые отношения уже совсем на новой базе, и это, конечно, отправляет всякую ностальгию на второй план".

Владимиру Путину пришлось 20 лет назад общаться с демонстрантами, окружившими виллу КГБ в Дрездене. "Действительно, в один из вечеров люди подошли и к нашему зданию, но конфликта не было. Мы объяснили им, и я в том числе, что это здание принадлежит Советской Армии, что в соответствии с определенными договорами мы имеем право здесь находиться, мы здесь работаем. Спустя какое-то время люди разошлись. Но вообще время было очень бурное и турбулентное", - вспомнил премьер.

"Я упомянул о своих впечатлениях конца 80-х годов ХХ века, когда приехал в ГДР. Почему такая ситуация сложилась? Социалистическая система генерировала убытки, прежде всего, в экономике. Плановая экономика показывала свою неконкурентоспособность. В той же ГДР люди видели, что в ФРГ уровень жизни выше, люди чувствовали себя свободными, могли свободно передвигаться по миру, принимали активное участие в политической жизни своей страны. К сожалению, в соцсистеме ничего подобного не было - она была неконкурентоспособна", - сделал заключение Путин.

Последний раз российский премьер был в Германии в конце прошлого года, где его удостоили общественной награды. "Эти символы я, честно говоря, не очень стараюсь принимать, потому что у меня есть к этому определенное отношение, но здесь я сделал исключение именно в силу той значимости, которую я придаю развитию отношений между Россией и Германией, - сказал Путин. Вы знаете, я приехал и почувствовал такое же доброе отношение, какое было еще в конце 80-х годов. В этом смысле ничего не изменилось. И я этому очень рад".

Владимир Путин уверен, что газопровод "Северный поток" будет запущен в срок

"Если энергетическое сотрудничество, "Северный поток" обеспечивает конкурентоспособность экономики Германии и России, если мы будем давать относительно дешевый по рынку газ, - потому что трубный газ всегда дешевле, чем сжиженный, - то это создаст устойчивую ситуацию конкурентоспособности экономики Германии", - отметил глава российского правительства.

Говоря о ходе согласования проекта с другими участниками, он заявил, что "в условиях объединенной Европы мы должны набраться терпения и добиваться соответствующих разрешений у стран, через эксклюзивную экономическую зону которых пройдет трубопроводная система".

"Мы должны убедить их в целесообразности осуществления этого проекта. Надеюсь, нам удастся это сделать", - добавил он, заметив, что "в принципах построения сегодняшней экономики ничего не изменилось - конкурентоспособность выходит на первое место".

"Когда-то, в 60-е годы мы начали строить нашу газовую систему именно в расчете на потребителей в ФРГ. И тогда некоторые страны оказывали очень мощное давление на ФРГ с тем, чтобы она отказалась от этих планов", - напомнил Путин.

По его словам, "даже в условиях холодной войны и начала строительства Берлинской стены немецкое правительство осознало свои национальные интересы, не поддалось давлению и довело этот проект до конца".

"Неужели сегодня мы будем поддаваться какому-то давлению, имея в виду явную заинтересованность германской и российской экономики в этом сотрудничестве? В современном мире многие вещи будут решаться по-другому. На первое место выходят все-таки интересы, а возможность оказывать силовое, политическое, экономическое, дипломатическое либо какое-то другое давление не имеет перспектив", - уверен Владимир Путин.

В четверг правительства Швеции и Финляндии дали разрешение прокладывать трубопроводы "Северный поток" в своих водах. Для воплощения проекта в жизнь требуется согласие пяти стран. До начала строительства газопровода требуется одобрение России и Германии. Дания дала согласие 20 октября.

Газопровод "Северный поток" протяженностью 1223 километров пройдет из российского Выборга в восточногерманский Грайфсвальд по дну Балтийского моря. Консорциум Nord Stream AG планирует начать прокладку весной 2010 года, а вступление в строй первой нитки ожидается в четвертом квартале 2011 года. После сдачи в эксплуатацию второй очереди газопровода в 2012 году по нему из России в Западную Европу будет перекачиваться 55 миллиардов кубометров природного газа в год, что составляет четверть годовой потребности Германии в этом виде топлива. Согласно расчетам, прокладка газопровода обойдется в 7,4 миллиарда евро, передает ИТАР-ТАСС.