Тема:

75 лет Победы 3 года назад

Триптих долгожданной Победы: как меч объединил памятники, разделенные километрами

Минобороны опубликовало засекреченные ранее подробности того, как воевал легендарный советский архитектор Евгений Вучетич. После успешной обороны столицы он впервые задумался о вылитом из горячего металла холодном символе тогда еще не наступившей, но столь желанной Победы. Спустя 4 года после штурма Берлина на его землю ступил 70-тонный бронзовый воин с тем самым символом – мечом в правой руке.

Сначала рядовой пулеметчик, спустя год — командир взвода стрелковой дивизии, а после тяжелой контузии в Ленобласти — военный художник в Москве. Минобороны опубликовало засекреченные ранее подробности того, как воевал легендарный советский архитектор Евгений Вучетич. После успешной обороны столицы он впервые задумался о вылитом из горячего металла холодном символе тогда еще не наступившей, но столь желанной Победы. Спустя четыре года после штурма Берлина на его землю ступил 70-тонный бронзовый воин с тем самым символом — мечом в правой руке. Совместный проект Вучетича и архитектора Белопольского предвосхитил его продолжение — "Родину-мать" на Мамаевом кургане и магнитогорский "Тыл — фронту", который Белопольский возвел уже после смерти Вучетича.

Автор: Михаил Антонов

"Воин-освободитель" — центральная фигура военного мемориала в Трептов-парке — главный символ Победы, но не первый памятник нашим бойцам в Берлине. Первым был бронзовый солдат в Тиргартене, рядом с Рейхстагом, однако он оставался в английской зоне оккупации, что и определило необходимость создания нового мемориала в советской части города.

В конкурсе победил проект Евгения Вучетича. Скульптора вдохновил подвиг старшего сержанта Николая Масалова, вынесшего немецкую девочку из-под огня во время штурма Берлина.

70-тонная бронзовая статуя была отлита в Ленинграде и перевезена по частям в Германию. Строительство курировалось на самом верху. 8 мая 1949, день открытия, стал триумфом Вучетича. Его внук Евгений рассказал:

— На следующий день он проснулся знаменитым. Это был большой успех: Несколько раз дедушка ездил встречаться со Сталиным по этому поводу.

На груди у воина главные солдатские награды — орден Великой Отечественной войны, орден Славы и медаль "За отвагу". В первых эскизах монумента в правой руке он держал ППШ. По одной из версий, кто-то из советских военачальников, а по другой сам Сталин предложил заменить автомат на меч, разрубающий свастику — отсылка к "Александру Невскому" Сергея Эйзенштейна.

Средневековое оружие, каким рубили тевтонских рыцарей на Чудском озере, вложенное в руку советского воина, оказалось изобразительным решением, подтолкнувшим Вучетича и его более молодых коллег к продолжению образного ряда. Тема требовала раскрытия: кто выковал этот меч и передал его солдату?

17 лет назад "Воин-освободитель" пережил капитальный ремонт. В 2003 памятник разобрали и отвезли на остров Рюген, где заменили все внутренние детали каркаса и очистили металл до натурального цвета бронзы. Потом нанесли искусственную патину, чтобы предохранить его от внешних воздействий и чтобы памятник визуально соответствовал своему реальному возрасту. В 2004 году воин вернулся на свое место в Трептов-парке, где простоит до следующего ремонта.

Автор: Кирилл Солодков

Величественный монумент "Тыл — фронту" видно издалека на 18-метровом холме на берегу Урала, прямо напротив легендарной "магнитки". Именно там, в доменных и мартеновских печах ковался меч Победы. Именно туда, на восток, устремлен взгляд рабочего, передающего оружие воину-освободителю.

Предприятие, равных которому в мировой истории просто не существует... Посреди голой уральской степи завод-гигант возник в рекордные сроки. Каждый третий снаряд и каждый второй танк были сделаны из уральского металла, а еще неподдающиеся подсчету ручные гранаты, винтовки и детали амуниции — неисчерпаемый арсенал, за которым — титанический, немыслимый труд. Сомнения, где именно должен появиться монумент "Тыл — фронту", не было ни у кого.

"Поскольку здесь был берег пологий, скос к Уралу, то здесь нужно было насыпать холм, в него было вбито полторы сотни свай. Параллельно велась работа по созданию самой фигуры, скульптуры как в эскизном материале в Челябинске, так и в Ленинграде, где предполагалась отливка — она бронзовая, внутри полая", — рассказал житель Магнитогорска, член рабочей группы по возведению монумента "Тыл — фронту" Виктор Смышляев.

Уже готовую 15-метровую скульптуру на Урал доставляли поездом и самолетом. Украшением монумента стала оригинальная композиция Вечного огня, одновременно напоминающая и пятиконечную звезду, и каменный цветок из бажовских сказов. Ключевой элемент памятника — меч Победы — символически навсегда связал его с работами Евгения Вучетича: берлинским "Воином-освободителем" и "Родиной-матерью" в Волгограде.

Автор: Максим Ахметов

Она ведет своих сыновей в бой, а меч в ее руках — символ русского оружия. "Родина-мать зовет!" — на берегах Волги произошел коренной перелом всей Второй мировой войны, а подвиг защитников Сталинграда навсегда обрел бессмертие.

85-метровая статуя на вершине Мамаева кургана стоит, как фигура на шахматной доске, под своим собственным весом — 8000 тонн железобетона! Жесткость обеспечивают более ста стальных тросов, натянутых внутри конструкции. Меч длиной 33 метра, изготовленный из стали, имеет аэродинамические отверстия для снижения вибрации.

"Родина-мать зовет!" — пожалуй, самая известная и сложная работа Евгения Вучетича. Монумент строили восемь лет. На момент открытия, в 1967 году, это была самая высокая статуя в мире. Бетонные работы велись круглосуточно, а грузовики, которые подвозили бетон, имели право проезда на красный свет.

Александр Варнавский — из числа многочисленной армии строителей монумента. Скульптура росла на его глазах. Почетную грамоту с подписью Вучетича он бережно хранит до сих пор.

Совсем недавно на монументе завершилась самая большая реставрация в его истории. Специалисты устранили 180 тысяч дефектов. Скульптура освободилась от строительных лесов и снова гордо возвышается над Волгой, откуда начался победный путь Красной армии на Берлин.

Меч объединяет разделенные тысячами километров памятники в единую композицию, но в то же время именно эта деталь отличает монумент Вучетича в Берлине вообще от всех памятников советской эпохи. Это икона, абсолютно религиозный образ, святой великомученик, попирающий дьявола...