Феоктистов Константин Петрович

В Москве на 84-м году жизни скончался летчик-космонавт, конструктор, член-корреспондент Международной академии астронавтики, профессор Константин Петрович Феоктистов
Константин Феоктистов - российский лётчик-космонавт, конструктор, Герой Советского Союза. Вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым входил в состав первого группового экипажа, который 12-13 октября 1964 года совершил полёт на первом аппарате новой серии "Восход"

Феоктистов Константин Петрович родился 7 февраля 1926 года в Воронеже, РСФСР СССР.
Российский лётчик-космонавт третьего класса, конструктор, Герой Советского Союза (1964), лётчик-космонавт СССР (1964). В отряде космонавтов с 1964 года, вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым входил в состав первого группового экипажа, который 12-13 октября 1964 года совершил полёт на первом аппарате новой серии "Восход".

Феоктистов - доктор технических наук (1967), профессор (1969), лауреат Ленинской премии (1966), Государственная премии СССР (1976), член-корреспондент Международной академии астронавтики.
Его именем названы школа № 5 города Воронежа, одна из улиц Воронежа, кратер на обратной стороне Луны.

Константин Феоктистов умер 21 ноября 2009 года в Москве.

Семья, детство и юность

Отец – Феоктистов Петр Павлович (1890 - 1984), бухгалтер.
Мать – Феоктистова (Покшина) Мария Федоровна (1890 - 1957), медсестра, работала кассиром в Сбербанке.
Брат – Феоктистов Борис Петрович, (1922 - 1941), офицер-артиллерист, пропал без вести во время Великой Отечественной войны.
Дед по отцовской линии был священником.
Отец учился в Рязанском университет на географическом отделении, но работал бухгалтером.

Феоктистов родился в Воронеже. Ему было лет десять, когда старший брат Борис принёс домой книгу Якова Перельмана "Межпланетные путешествия", которая произвела на Константина большое впечатление. По признанию Феоктистова, однажды он заявил своему однокласснику Коле Морозову: "В 1964 году полечу на Луну". В седьмом классе он записался в энергетический кружок городского Дворца пионеров. Решение поступать в авиационный институт пришло к нему после прочтения книги известного немецкого инженера и изобретателя Макса Валье "Полет в мировое пространство".

Учёбу в школе прервала Великая Отечественная война и в 16 лет Константин ушёл воевать. Он был разведчиком войсковой части. Во время выполнения одного из боевых заданий Феоктистов был схвачен и расстрелян (1942). Ранение в горло оказалось не смертельным, но он потерял сознание, его приняли за мёртвого, добивать не стали. Ночью Феоктистов пришёл в сознание и уполз с места расстрела. После лечения Феоктистов был демобилизован.

Школу Феоктистов закончил в эвакуации, в Коканде, в сорок третьем году. Потом поступил в Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана (окончил в 1949). Он уже в институте участвовал в студенческих конструкторских разработках, слушал лекции Сергея Королёва, мечтал о космосе.

После окончания института работал в НИИ-1 в группе Михаила Клавдиевича Тихонравова.
После того как Тихонравов перешёл на работу в ОКБ-1 к Сергею Королеву (1955), туда же был приглашён и Феоктистов.

Он участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли, работал над созданием космических кораблей типа "Восток". После формирования отряда советских космонавтов преподавал в Центре подготовки космонавтов, читал первым космонавтам курс лекций.

Когда впервые встал вопрос о полете в космос инженера, Феоктистов предложил свою кандидатуру. Его поддержал Сергей Королёв, специально для Константина Феоктистова были снижены требования к здоровью кандидата.
Феоктистов прошёл полный курс подготовки и 12 -13 октября 1964 года совершил полет в космос на космическом корабле Восход-1 в качестве научного сотрудника.

Это был первый в мире полет космического корабля с экипажем из трех человек. Вместе с Феоктистовым полёт (он длился одни сутки 17 минут и 3 секунды) совершили лётчик Владимир Комаров и врач Борис Егоров.
Перед экипажем стояла задача испытать систему мягкого приземления корабля.

Константин Феоктистов был одним из создателей новых космических аппаратов, в том числе орбитальной космической станции "Мир".

В 1968 году в составе группы космонавтов по лунной программе ездил в Сомали для изучения звездного неба.

С мая по октябрь 1980 года вместе с Леонидом Кизимом и Олегом Макаровым проходил подготовку в качестве космонавта-исследователя основного экипажа корабля "Союз Т-3" с задачей ремонта системы терморегулирования станции ДОС "Салют-6". В октябре 1980 года решением ГМК был отстранен от подготовки к полету по состоянию здоровья и заменен в экипаже Геннадием Стрекаловым.

В 1989 году Константин Феоктистов покинул РКК "Энергия" и с 1990 года занялся преподавательской деятельностью, возглавил кафедру в МГТУ имени Баумана, получив звание профессора. Он имеет более 150 научных трудов и 20 изобретений.

Феоктистов – автор книг "Научный орбитальный комплекс" и "Траектория жизни. Между вчера и завтра" (2000), "Семь шагов в небо" (1984), "Космическая техника. Перспективы развития" (1997), "Воспоминания и размышления космонавта-исследователя" (2005). Соавтор книг: "О космолетах" (1982), "Космические аппараты" (1983).

Награды

Констанин Феоктистов награждён орденом Ленина (1964), орденом "Знак Почёта" (1974),
двумя орденами Отечественной войны I степени (1965, 1975), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1957, 1961) и медалями: "Золотая Звезда" Героя Советского Союза (1964), "За победу над Германией" (1946), "За освоение целинных земель" (1964),
"Золотая Звезда" Героя Труда ДРВ (1964).
Феоктистов – почётный гражданин города Калуги.

Личная жизнь

Жена – Феоктистова (Криулина) Вера Викторовна (1955 г.р.), домохозяйка.
Дочь – Феоктистова Наталия Константиновна (1979 г.р.), архитектор.
Сын – Феоктистов Константин Константинович (1982 г.р.).
Сын (от первого брака) – Феоктистов Николай Константинович (1953 г.р.), инженер "Сельхозпромэкспорт".
Сын (от второго брака) – Феоктистов Андрей Константинович (1962 г.р.), инженер Института физической химии РАН.