Премьера ''Воццека" в Большом театре прошла с грандиозным успехом

В Москве в Большом театре состоялась первая и, по сути, главная премьера сезона - опера "Воццек" Альбана Берга. Это произведение, написанное почти 85 лет назад, в России ставили лишь однажды - в 1927 году. Нынешняя постановка - настоящий прорыв и для Большого, и для российской оперной сцены.

В Москве в Большом театре состоялась первая и, по сути, главная премьера сезона - опера "Воццек" Альбана Берга. Это произведение, написанное почти 85 лет назад, в России ставили лишь однажды - в 1927 году. Нынешняя постановка - настоящий прорыв и для Большого, и для российской оперной сцены. Премьерные спектакли в Большом будут играть до конца этой недели. На одном из первых побывала обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова.

Грандиозный успех. Кому-то эти слова покажутся слишком восторженными или чересчур банальными. Но именно так - с грандиозным успехом в Большом театре прошла премьера оперы Альбана Берга "Воццек". Режиссер Дмитрий Черняков и дирижер Теодор Курентзис, кажется, сделали невозможное. Они представили московской публике понятную, но не примитивную версию одной из сложнейших опер мирового репертуара.

Опасения авторов нынешней постановки в Большом были вполне оправданы: как объяснить консервативно настроенным слушателям, пускай и меломанам, что эта музыка не сложнее привычного Чайковского? А оперным певцам, что они должны думать не только о силе своего голоса и о внешнем виде, сколько об убедительности на сцене. Ну, и, наконец, что нужно было сделать с оркестром Большого театра, чтобы он освоил и воплотил этот музыкальный замысел?

В течение двух часов вы ни разу не увидите всю сцену полностью. Основная декорация - это пространство, разделенное на 12 комнат. Это число для рядового слушателя обычное, а для Чернякова - соответствие музыкальной системе оперы Берга. Впрочем, и не зная этих подробностей и режиссерских концепций, сразу понимаешь - именно в таких маленьких комнатах, почти что клетках, и должен обитать герой этой оперы. От безысходности, бедноты, о которой постоянно говорит, а главное из-за измены, банальной, на гране пошлости, он убивает свою жену Мари. У этого кровавого сюжета реальные прототипы. Но для Дмитрия Чернякова "Воццек" - это история, которая могла случиться в любое время и в любой стране.

"Конечно, это происходит здесь, в наше время, это не связано никак ни с Россией, ни с Германией. Все воздействие на людей, с которыми мы будем вести диалог в Большом театре во время спектакля, возможно только через искренность и остроту высказывания'', - рассказывает Черняков.

В этой постановке нет статичных, порой до пародийности, оперных поз. А есть действие, драматическая игра исполнителей, где каждый шаг оправдан не только музыкой, но и словом (благодаря подробным титрам слушатель дословно понимает оперный текст на немецком). "Воццек' решает для Большого театра и проблему почти ученическую - приобщения труппы к музыке ХХ века. На главные партии пригласили западных исполнителей. Воццека (в разных составах) поют австриец Георг Нигль и немец Маркус Айхе; Мари - американка Марди Байерс и россиянка Елена Жидкова, которая хоть и училась в Санкт-Петербурге, но работает постоянно в Европе. Но на их фоне и исполнители второстепенных партий, солисты, хор и оркестр Большого звучат соответственно. А главное, что спектакль - три действия - пусть и не очень длинных, но без антракта, слушается на одном дыхании.