Тема:

Давос-2010 14 лет назад

Работа Давосского форума завершена: рост экономики хрупок

В Давосе завершилось юбилейное, сороковое по счету, заседание ВЭФ. В течение пяти дней 2,5 тысячи представителей властных структур, бизнес-элиты и общественных организаций из 90 стран мира размышляли о том, как "Улучшить ситуацию в мире: переосмыслить, преобразовать, перестроить".

В Давосе завершилось юбилейное, сороковое по счету, заседание Всемирного экономического форума (ВЭФ). В течение пяти дней 2,5 тысячи представителей властных структур, бизнес-элиты и общественных организаций из 90 стран мира размышляли о том, как "Улучшить ситуацию в мире: переосмыслить, преобразовать, перестроить". Именно такой лозунг предложили организаторы крупнейшего в мире экономического форума. При огромном многообразии тем для обсуждения, которые затрагивали практически все сферы жизни, лейтмотивом встречи стал мировой финансовый и экономический кризис.

Глава российской делегации на ВЭФ, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин отметил, что "все было посвящено оценке устойчивости роста и мерам, которые нужно принимать правительству, с одной стороны, и мерам контроля рисков на балансах банков, в финансовой системе". По его мнению, "эти меры, скорее, уже будут работать на будущее, на противодействие будущим кризисам и уменьшение накапливания дисбалансов, поэтому эти две стороны обсуждались очень активно". Причем если в прошлом году политики и экономисты больше думали о том, как же преодолеть кризисные явления в экономике, то на этот раз дискуссия шла больше о том, как, начав выбираться из финансовой пропасти, в которую мировое сообщество сорвалось в 2008 году, вновь не угодить туда же. "Очевидно, что еще рано пока выходить из мер по поддержкам рынков, - предположил глава Минфина. - Тем не менее, уже во второй половине этого года начнутся программы выхода, и будут они постепенными и медленными".

Эту позицию полностью поддержал директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан. Участвуя в дискуссии на тему перспектив глобальной экономики в 2010 году, он предупредил, что запоздалый выход из мер по налоговому и валютному стимулированию "увеличит дефицит бюджета", однако риски раннего отказа от таких мер могут оказаться "еще большими". Подобную ситуацию Стросс-Кан назвал ассиметричной. Что же до восстановления темпов экономического роста, то оно происходит в мире "быстрее, чем ожидалось, но этот рост еще очень хрупок".

Говоря о России, Алексей Кудрин высказал мнение, что "страна выйдет из кризиса в конце 2012 года", а из мер по поддержке - до 2015 года. Именно к этому сроку при цене на нефть в 70 долларов за баррель, дефицит бюджета может быть сведен к нулю, считает вице-премьер РФ.

Как и ожидалось, особое внимание на заседании было уделено реформированию банковского сектора. Тон дискуссии на эту тему задал в своей яркой речи, открывавшей ВЭФ, президент Франции Николя Саркози. Он призвал изменить существующие в мире правила банковской деятельности, меры по обеспечению безопасности операций банков и нормы их отчетности. "Если этого сделано не будет, мы тем самым поставим под угрозу риска свое собственное будущее", - отметил Саркози. "В мире сложилась недопустимая ситуация, когда банки более не выполняют своих подлинных функций. Задача банкира - не спекулировать, а анализировать риски, которые могут быть связаны с выдачей кредитов", - заявил французский президент.

Не удивительно, что в центре внимания оказалась не заявленная изначально в программе форума и прошедшая в его последний день за закрытыми дверями встреча членов правительств и представителей центральных банков, с одной стороны, и "акул" мирового банковского сообщества - с другой.

Как следует из последовавших комментариев, конкретных результатов достигнуто не было, однако участники встречи выступили с твердой позицией, что изменений в банковской сфере не избежать, хотят того сами банкиры или нет.

Судя по всему, постепенно меняется позиция и внутри самого банковского сообщества. Глава Deutsche Bank Йозеф Аккерман признал, что координированное регулирование банковской системы, безусловно, может быть "частью решения". По его мнению, "диалог между политическими лидерами, регуляторами и банкирами может оказаться очень конструктивным".

Несмотря на то, что обсуждению кризиса были отведены в Давосе долгие часы, многие участники признавались, что от дискуссий ожидали большего, и что зачастую они были бледной тенью прошлогодних дебатов.

"Если сравнивать форум с предыдущими годами, то, наверное, прошлый год был значительно более интересным, - отметил председатель правления российской финансово-промышленной группы "Ренова" Виктор Вексельберг. - Тогда всех интересовало, как мировая экономика будет справляться с кризисом, искались пути, решались вопросы, был очень представительный уровень политиков. Сегодняшний форум в этом плане немного проигрывает, но это отражение общей мировой ситуации - все справились с новой задачей, "выдохнули" и находятся в плановом режиме работы".

По мнению председателя совета директоров инвестиционной компании "Тройка Диалог" Рубена Варданяна, участники форума осознают, что в нынешнем мировом экономическом порядке что-то надо менять, но "не понятно, какие органы будут производить эти болезненные и тяжелые изменения". "Присутствует некая растерянность: понимание того, что нужно делать, есть, но нужна большая воля, чтобы все это осуществить", - заметил Рубен Варданян.

"В прошлом году кризис всех застал врасплох, и эта тема обсуждались очень активно, в этом же году дискуссия не такая яркая, - считает бразильский экономический обозреватель Мервал Перейра. - Это кризис финансовой системы, а не Давоса. Выход из этой ситуации ищут с того момента, как пал банк Lehman Brothers в 2008 году. Но пока его так и не нашли".

Для России нынешний форум был необычным, потому что в нем не проводилось традиционного российского дня. Как передает ИТАР-ТАСС, некоторые аналитики поспешили выступить с комментарием о том, что речь идет о снижении роли России в мире. Однако не все согласны с такой постановкой вопроса.

"Это первый Давос на моей памяти, на котором нет российской сессии, - признался генеральный директор государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" Анатолий Чубайс. - И это очень позитивно. В том смысле, что здесь нет сессии о Великобритании, о Франции, о Германии. Это означает, что, наконец-то, мы становимся частью мира и свои проблемы обсуждаем вместе с миром".