Шахматный мир простился с Василием Смысловым

В Москве простились с известным шахматистом Василием Смысловым, который ушел из жизни в прошлую субботу. Зал в Центральном доме шахматистов, где проходила панихида, был заполнен до отказа. Ведь прощались с легендой. Ею Смыслов стал еще более полувека назад, обыграв Ботвинника.

В Москве простились с известным шахматистом Василием Смысловым, который ушел из жизни в прошлую субботу. Зал в Центральном доме шахматистов, где проходила панихида, был заполнен до отказа. Ведь прощались с легендой. Ею Смыслов стал еще более полувека назад, обыграв Ботвинника. Но победы самой по себе ему всегда было мало.

Особняк дворянской семьи Васильчиковых стоит на Гоголевском почти 200 лет. Четверть этого срока дом известен как шахматный клуб. Двери настежь. В доме – тишина. Здесь даже стол для перчаток – турнирный, шахматный. Рядом – книжный лоток.

В глаза бросается хронология боя Ботвинник – Смыслов 1957 года за шахматную корону. За ним следил весь мир и, конечно, вся Москва, прижавшись к радиоприемникам. На ажурной лестнице – портрет седьмого чемпиона мира. С ним сегодня прощались.

"Мы находимся в здании Центрального шахматного клуба, всемирно известного здания на Гоголевском бульваре, – рассказывает вице-президент Российской шахматной федерации Александр Бах. – Василий Смыслов принимал активное участие в получении этого здания. И в этом смысле символично, что мы прощаемся именно здесь с ним".

Серьезное увлечение шахматами тогда еще у Васи Смыслова произошло в 30-х. Спортивный интерес к древней игре проявляли многие. Были даже сельские шахматные клубы. Но даже в очень плотной конкурентной среде Смыслова замечали.

"Это было три четверти века назад, когда он пришел впервые на Стадион юных пионеров, – вспоминает писатель, историк шахмат Исаак Линдер. – И я с ним играл в квалификационных турнирах. Гений его был виден и тогда. Мы все видели, что это будущий чемпион мира".

"54-й год будет богат шахматными событиями. Для меня он, в первую очередь, важен тем, что состоится матч за титул чемпиона мира с Ботвинником", – говорил тогда Василий Смыслов.

Титул чемпиона мира Смыслову достанется только через три года. И на следующий год вернется снова Ботвиннику. Но в историю шахмат Смыслов уже к тому моменту вошел.

За его встречами, затаив дыхание, следит весь Колонный зал. Его хладнокровие поражает. Его боготворят любители. "Ну, ты – прям Смыслов!" – говорили друг другу шахматисты на скамейках в Сокольниках.

Партии Смыслова подробно разбирают специализированные издания. Смыслов продолжает играть до конца столетия. Участвует в международных турнирах и нередко ставит в тупик молодых и талантливых гроссмейстеров. Бывшие потенциальные противники, ныне, конечно, просто – друзья, сегодня пришли в клуб. Говорят о нем, как и полвека назад, начиная с теплого "Вася".

"Вася отличался удивительно гармоничным отношением к шахматам, – считает международный гроссмейстер Юрий Авербах. – Неслучайно даже он книгу свою назвал "В поисках гармонии". Его шахматный стиль был очень своеобразным, именно "смысловский" стиль".

В одной из самых сложных игр на земле Смыслов черпал вдохновение. Даже в последние годы он продолжал писать шахматные этюды. У него была своя теория возникновения этого вдохновения. И нередко оно проявлялось не только в этой игре.

Спокойный и техничный. Великолепный стратег, очень терпимый наставник. Главная сила Смыслова в том, он проницателен. Это слова Ботвинника. Для самых великих шахматистов Василий Смыслов остается эталоном шахматной техники и гармонии.