"Его величество агент": сознательный антифашизм немецкого офицера

Известный писатель и историк Теодор Гладков представил новую книгу "Его величество агент". Это рассказ о немецком офицере – Вилли Лемане, который 12 лет работал на советскую разведку. Почему он решил сотрудничать? Ответ на этот и другие вопросы Теодор Гладков дал в интервью телеканалу "Россия 24".

Известный писатель и историк Теодор Гладков представил новую книгу "Его величество агент". Это рассказ о резиденте советской разведки – Вилли Лемане. Кадровый немецкий офицер в течение 12 лет передавал в Москву достоверные сведения о подготовке Германии к войне. Почему он решил сотрудничать? Как работала советская разведка в фашистском тылу? Ответы на эти вопросы Теодор Гладков дал в интервью телеканалу "Россия 24".

"Я не был первооткрывателем этого человека. Как ни странно, впервые о том, что в Гестапо работает советский агент, рассказал Шелленберг – руководитель нацистской разведки", – рассказал Гладков, отметив, что сам Шелленберг о том, что Леман был советским разведчиком, узнал уже после войны.

По словам писателя, "Вилли Леман был инициативщик" и сам предложил свои услуги. "Леман 12 лет работал на советскую разведку. За это время он не сделал ни одной профессиональной ошибки, ничего, что могло навести на него хоть какое-то подозрение", – заключил Теодор Гладков.

Писатель подчеркнул, что Вилли Леман пользовался большим авторитетом в Гестапо. "Он был старый работник с большим опытом. Был довольно активным человеком в товарищеских отношениях со своими сослуживцами, не рвался в карьере, поэтому его непосредственное начальство не видело в нем соперника", – сообщил писатель. Леман безупречно проходил все негласные проверки, которые устраивали в Гестапо по отношению к любому служащему.

Вместе с тем, заметил Теодор Гладков, Вилли Леман не был человек коммунистических убеждений, он был настоящий немец. Но свою роль сыграло то, что немцы ненавидели Версальский договор, который отнял у них земли, территории, ликвидировал их армию, наложил контрибуцию. Россия также не была приглашена в Версаль. И Германия, и Россия оказались изгоями в политической хартии Европы, отчасти это роднило народы двух стран.

Второе обстоятельство, которое сыграло роль, это то, что Вилли Леман был полицейским. Он видел, что в тыловых отрядах, в нацистских партиях много уголовников, самых настоящих бандитов и грабителей. А когда Геринг – фактически основатель Гестапо – пришел к власти, первое, что он сделал – это убрал из полиции всех порядочных людей, профессиональных полицейских и набрал нацистов, которые устроили практически первый концлагерь, первую тюрьму в Германии.

"Как человек вхожий в политические секреты Германии, Вилли Леман видел, что вся эта свора тянет Германию в пропасть, отсюда и его сознательный антифашизм", – заключил писатель.