Работы Дейнеки по-прежнему вдохновляют художников

В Третьяковской галерее – юбилейная выставка художника Александра Дейнеки. Почти 20 лет работы мастера не экспонировались в таком объеме – от мозаик, что украшают станцию метро "Маяковская", до малоизвестных картин, которые он писал для себя.

В Третьяковской галерее – юбилейная выставка художника Александра Дейнеки. Почти 20 лет работы мастера не экспонировались в таком объеме – от мозаик, что украшают станцию метро "Маяковская", до малоизвестных картин, которые он писал для себя.

Вот – мозаики художника, певца ушедшей эпохи, Александра Дейнеки. А вот – фотографии известного современного фотографа Бориса Михайлова. Налицо явная преемственность, считает искусствовед Кирилл Светляков. Его лекция "После Дейнеки" о том, как новаторские идеи повлияли на искусство следующих поколений.

"Эта фактурность была своего рода языком правды 60-х годов", – считает Кирилл Светляков.

Фотографы-шестидесятники часто заимствовали идеи у Александра Дейнеки. Да и сам Дейнека приглядывался к художественным средствам плаката и фотографии. Картину "После боя" ему подсказал снимок Бориса Игнатовича. Кстати, написанная в 1942-м году картина совсем не о войне: изображены на ней не воины, а боксеры в душевой после ринга.

"Борису Игнатовичу Дейнека предлагал стать соавтором этой картины как автору композиции. Разница в чем: у Игнатовича человек, сидящий спиной, поливает боксеров из душа. Это душ-шарко. А здесь он превращается в созерцателя, и в результате сцена на втором плане превращается в некий античный фриз", – рассказывает Кирилл Светляков, искусствовед, заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи.

В молодости Александр Дейнека, выпускник ВХУТЕМАСа, зарабатывал на жизнь книжной иллюстрацией. Он работал в 13 журналах, в том числе в атеистическом "Безбожник у станка". Именно там сформировалась его художественная манера – плакатно-броский (снайперский, по его выражению) рисунок, в котором старому миру агрессивно противостоит новый.

"У нас рамочная композиция. Это идеальная советская картинка. В нее пытается войти священник, который оказался на периферии. Его не включают в изображение. И тем не менее происходит обмен между картинами. У нас две картины, из которой и формируется канон соцреализма", – объясняет Кирилл Светляков.

Спортсмены, атлеты, решительные и волевые герои Дейнеки и сегодня вдохновляют художников. Книжный иллюстратор Юрий Богачев специально пришел на выставку за идеями.

"Лозунг "Работать, строить и не ныть" гораздо лучше, чем тот лозунг, который любят большинство постсоветских зрителей – "Не работать, не строить и ныть", – считает Юрий Богачев, книжный иллюстратор.

Когда выставка только готовилась, у организаторов были сомнения, насколько хорошо примет современная публика гения соцреализма. Оказалось, что темы Дейнеки и сегодня кажутся злободневными. Из книги отзывов: "Особенно понравился спорт. Очевидно, олимпийские объекты в Сочи в 2012 году можно будет украсить произведениями Александра Дейнеки".