Омск чуть не лишился памятника деревянного зодчества

Омск чуть не лишился памятника деревянного зодчества. Ночью в центре города загорелся двухэтажный дом – образец сибирской архитектуры первой четверти прошлого века. Первоначальная версия – умышленный поджог – оказалась ошибочной.

В начале текущей недели Омск чуть было не лишился памятника деревянного зодчества. Ночью в центре города загорелся двухэтажный дом – образец сибирской архитектуры первой четверти прошлого века. Первоначальная версия – умышленный поджог – оказалась ошибочной. Имеющиеся в распоряжении следствия факты говорят о неосторожном обращении с огнем. Этот пожар обострил проблему сохранности образцов архитектурного зодчества.

Два здания, расположенных в Омске на улице Маяковского, для краеведов интересны как одни из первых кооперативных домов, построенных для советских рабочих. Искусствоведов они привлекают как эксперимент омских архитекторов 20-30-х годов. Из-за апрельского пожара уникальный декор одного из домов теперь можно увидеть только на картинах омского художника Геймрана Баймуханова. Когда-то он жил здесь.

"Вот как раз момент, когда жизнь еще шла. Тут был небольшой парк, дети, старики гуляли. В центре города такой вот своеобразный уютный уголок", – рассказал художник.

Еще один островок старины в центре города – "Казачья слобода". Здесь жили известный омский поэт Леонид Мартынов, историк и краевед Андрей Палашенков. В начале 1920-х годов в этом доме свои первые произведения исполнял будущий ректор Московской консерватории, композитор Виссарион Шебалин. Здесь же жил и работал основатель всемирно известной скрипичной школы Юрий Янкелевич.

Таблички "Памятник культуры" на этих зданиях, многие из которых по-прежнему жилые, – вот, пожалуй, и все, что сделано муниципалитетом для сохранения этого уголка старого Омска.

Заместитель председателя Омского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игорь Коновалов рассказал: "Памятники деревянного зодчества, которые до сих пор остаются жилыми домами, наиболее проблемные. Мы согласны, что они непригодны для проживания, но это не повод для их уничтожения. Но их расселение и последующая реставрация очень затратны, и привлечь инвесторов, которые бы согласились и расселить, и реставрировать, сложно".

Но возможно. Региональным властям удалось решить вопрос с переселением жильцов из признанного ветхим жилья. Старинные особняки отреставрировали. Так в Омске появились Либеров-центр, дом-музей Кондратия Белова и Сибирский культурный центр. Чтобы предотвратить несанкционированную застройку на исторически значимых территориях, правительство Омской области утвердило временные границы зон охраны памятников истории и культуры.

"Для того чтобы решать эту проблему реально и комплексно, необходимо рассмотреть в рамках федеральной целевой программы сохранение именно деревянного зодчества России. Потому что не во всех случаях даже законодательно имеется возможность привлечения средств из того же областного бюджета", – уверен заместитель начальника отдела охраны памятников Министерства культуры Омской области Олег Свиридовский.

Еще одна угроза сохранению деревянного зодчества – так называемая коммерческая реставрация, когда во главу угла ставится не сохранение аутентичности памятника, а требования заказчиков.

"Да есть проблемы, тогда необходимо применять в каких-то случаях властные полномочия, чтобы обязать инвестора вести те или иные работы, – считает Олег Свиридовский, – Если же будет обеспечен режим инвестиционного периода от расселения здания до начала восстановительных работ на нем для современных нужд, тогда и меньше будет вероятность таких чрезвычайных ситуаций".

Художник Геймран Баймуханов со своими студентами собирается на пленер. В Омске еще есть не запечатленные им деревянные кружева. Пока есть.