Тема:

65 лет Победы 13 лет назад

Музей Востока – 65-летию Победы: "Рахмат, Ташкент!"

Загадочная надпись отныне украшает Музей Востока. Кто бы мог подумать – эта выставка тоже посвящена 65-летию Великой Победы – "Рахмат, Ташкент!". "Рахмат" – в переводе с узбекского – "спасибо". На выставке – работы советских художников, во время войны оказавшихся в Средней Азии.

На выставке в Музее Востока – работы советских художников, во время войны оказавшихся в Средней Азии.

Загадочная надпись отныне украшает Музей Востока. Кто бы мог подумать – эта выставка тоже посвящена 65-летию Великой Победы – "Рахмат, Ташкент!". "Рахмат" – в переводе с узбекского – "спасибо", но это и заголовок стихотворения. Оно описывает Ташкент 40-х годов прошлого столетия. Именно туда эвакуировали творческие союзы, киностудии и художественные институты других городов. Написала стихотворение Анна Ахматова.

Имя поэтессы всплывёт ещё не раз. Директор Музея Востока и вовсе вместо рассказа о выставке предлагает зачитать стихи.

"Теперь я всех благодарю,
Рахмат и хайер говорю
И вам машу платком.
Рахмат, Айбек, рахмат, Чусти,
Рахмат, Тошкент! – прости, прости,
Мой тихий древний дом.
Рахмат и звёздам и цветам,
И маленьким баранчукам
У чернокосых матерей
На молодых руках...
Я восемьсот волшебных дней
Под синей чашею твоей,
Лапислазурной чашей
Тобой дышала, жгучий сад..." – читает ахматовские строки Татьяна Метакса, первый заместитель генерального директора Государственного музея Востока.

Как только не ковали победу, говорят кураторы выставки. Там не было военных действий, но вместе со всей страной Средняя Азия горевала. Выставка "Рахмат, Ташкент!" словно оборотная сторона войны: боролись с внешним врагом, потому ослабла внутренняя идеология, и свободнее стало творчество.

"Сражающиеся воины, работающие на заводах и фабриках люди ковали общую победу. Как и художники, поэты, музыканты, многие из которых в эвакуацию как раз были в Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате", – отмечает Татьяна Метакса вклад интеллигенции, работающей в среднеазиатском тылу, в общую победу над врагом.

Владимир Фаворский, Меер Аксельрод – кто только не писал военный Ташкент. И целый зал выделен под полотна Александра Волкова. Житель Узбекистана, он стал свидетелем парадоксального творческого расцвета города в военное время. "Цветы", к примеру, могли бы показаться слишком жизнеутверждающими, но они и писались уже в 1944-м.

"В этой работе есть апофеоз этой радости, приближение светлого начала победы. В общем, эта вещь сыграла очень оптимистическую роль в его творчестве", – поясняет Александр Александрович Волков, сын художника.

На выставке "Рахмат, Ташкент!" – живопись графика и даже агитационный плакат военного Узбекистана. Она будет открыта до конца мая.