На башнях Московского Кремля обнаружены утерянные фресковые иконы

На башнях Московского Кремля обнаружены утерянные фресковые иконы
В Спасской и Никольской башнях Кремля до революции были изображены фрески икон Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца. После революции, как считалось, иконы были утрачены. Возможно ли их восстановить, "Вести ФМ" рассказал руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский.

В Спасской и Никольской башнях Кремля до революции были изображены фрески икон Спаса Нерукотворного и Николая Чудотворца, выяснили в Росохранкультуре. После революции иконы были закрашены, а сейчас речь идет о том, чтобы восстановить эти образы на башнях Кремля. Подробности "Вести ФМ" рассказал руководитель Росохранкультуры Александр Кибовский.

"Вести ФМ": Александр Владимирович, доброе утро! Почему у Росохранкультуры только сейчас дошли руки до этих фресок?

Кибовский: Дело в том, что это не так просто, как кажется. И не только у Росохранкультуры - в этом деле участвуют многие и надо отдать должное инициативе Фонда святого всехвального Андрея Первозванного и лично Владимиру Ивановичу Якунину в том, чтобы эту историю довести до конца. Долгое время считалось, что знаменитые фресковые иконы, которые были сделаны в свое время над воротами Никольской и Спасской башен , погибли во время революционного смятения. Вы знаете, что Кремль и штурмовался, и подвергался обстрелу, в общем, была распространена версия, что эти иконы просто не сохранились, поэтому сегодня любой человек, приходящий на Красную площадь может видеть над воротами этих башен такие квадраты, закрашенные белым, заштукатуренные, где эти иконы в свое время располагались. Это те самые иконы, которые и дали название этим башням. На Спасской башне находилась фреска "Спас Смоленский", она еще восходила к фреске 1514 года в честь взятия Смоленска Василием III. А на Никольской башне был Никола Можайский, причем довольно известный образ, ведь башня изначально называлась Фроловская башня и только после того, как в XVII веке чудотворная икона из Вятки была принесена в Москву, собственно говоря, с тех пор башню Фроловскую переименовали в Спасскую башню. А Никольская башня имеет поздний верх: во время войны 1812 года французы при отступлении из Москвы эту башню взорвали, её верх обвалился и именно на иконе Николы остановился разлом башни, в чем тогда многие увидели божественное провидение и указание на гибель армии Наполеона в России. Есть масса изображений этой разрушенной башни с уцелевшей фреской. Считалось, что иконы эти погибли, но найденные документы в музеях Московского Кремля позволили предположить, что это не совсем так, потому что были найдены ведомости, по которым на реставрацию этих фресок выделялись деньги уже в 20-х годах. Таким образом, возникла идея о том, что эти иконы на самом деле не погибли в революционном мятеже, просто позднейшие реставраторы, которые реставрировали башни Кремля, эти фрески закрыли и заштукатурили, а внутри эти фрески сохранились. Но это была версия очень смелая, потому что Кремль считается объектом изученным, все в нем кажется известным. Более того, в 2000 году были даже сделаны мозаичные иконы, которые предполагалось установить на месте утраченных фресок. И вот по инициативе Владимира Ивановича Якунина была проведена большая работа, лучшие специалисты были к этому привлечены. Могу сказать, что вот эти шурфы делал лично руководитель Московского художественного управления Сергей Филатов - это выдающийся специалист в области фресковой живописи, один из лучших специалистов в Европе. И действительно, оказалось, что версия о гибели - неправильная, к счастью. Эти фрески уцелели, сохранились и находятся на месте.

"Вести ФМ": Сколько денег потребуется на этот проект?

Кибовский: Сейчас речь идет не об этом. Сейчас средства – не самое главное в этой ситуации. Самое главное в том, что у нас сейчас есть ясность, потому что сейчас надо определиться с методикой работы, с порядком ее проведения, потому что пока мы не знали, мы работу не планировали. Сейчас, когда ясно, что эти фрески сохранились, понятно, как они закрыты, Московское художественное управление как специалисты в живописи по штукатурке должно подготовить методику работы, которую мы должны согласовать, утвердить, потому что, Кремль – это объект ЮНЕСКО, любые реставрационные работы в нем требуют очень тщательного внимания и контроля. 

Комментарии Александра Кибовского слушайте в аудиофайле.