Еженедельная программа Вести.net, 29 мая 2010 года

Это программа Вести.net. В своих письмах вы иногда упрекаете нас, что мы слишком много внимания уделяем таким компаниям как Microsoft или Apple. Но их крайне трудно проигнорировать, ведь, по сути, именно они во многом определяют настоящее и будущее информационных технологий.

Привет, Россия, это программа Вести.net. В своих письмах вы иногда упрекаете нас, что мы слишком много внимания уделяем таким компаниям как Microsoft или Apple. Но их крайне трудно проигнорировать, ведь, по сути, именно они во многом определяют настоящее и будущее информационных технологий. Так что с них и начнем, повод есть.

Apple стала самой дорогой технологичной компанией в мире. 26 мая биржевая стоимость Apple, рассчитываемая из текущей цены акций компании, превысила аналогичный показатель корпорации Microsoft.

К 16 часам по времени Восточного побережья США акции компании Стива Джобса преодолели заветный рубеж, пробив вверх отметку в 252,13 доллара за штуку. Таким образом, Apple получила суммарную рыночную капитализацию на уровне 222,1 миллиарда долларов, против 219,2 миллиарда долларов у Microsoft.

По биржевым меркам, случайное колебание в мире IT было воспринято как событие, значение которого трудно переоценить. По сути, в Силиконовой долине, центре мирового хай-тека, сменился лидер. Все профильные и онлайн-СМИ сейчас пестрят статьями о том пути, который компания прошла за последние 15 лет.

Значительная доля рыночного успеха Apple состоит в том, что компания почти 10 лет назад начала выходить за пределы компьютерного рынка. В 1996 году, когда Стив Джобс вернулся в Apple, компания находилась на грани банкротства, спрос на компьютеры Macintosh был очень низкий, а других продуктов у Apple просто не было.

Три года спустя такой продукт появился – это был музыкальный плеер iPod. Сейчас же Apple превратилась в законодателя моды на рынке технологичных гаджетов. Журнал Wired сделал обзор "Cемь ключевых шагов успеха Apple", где перечисляет события и продукты, поднявшие компанию до статуса лидера Силиконовой долины. От первого шага – возвращения Стива Джобса в Apple – до седьмого – выхода в свет планшета iPad.

Именно гаджеты – сплав новых технологий и уникального дизайна – сейчас основа роста компании. В апреле глава Apple Стив Джобс заявил, что продажи в текущем – втором – квартале должны практически удвоиться на фоне спроса на iPhone и iPad. Собственно, так и случилось. Миллионный рубеж по продажам планшетных ноутбуков iPad был пройден компанией на 28-й день после выпуска этого устройства. И это, по признанию самого Джобса, исторический рекорд для Applе, ведь миллионный экземпляр iPhone был реализован спустя 74 дня после выхода в свет.

Причем все гаджеты Applе продолжают приносить компании прибыль и после продажи – они включены в экосистему электронного магазина "Айтьюнс-стор", который является мировым лидером в торговле программами, музыкой и видео. В то же время, журналисты говорят, что успех Apple стал возможен, в том числе благодаря расплывшейся стратегии развития компании Microsoft. Если первая как работала в потребительском секторе, предлагая новые продукты для той же аудитории, так и работает, то Microsoft за последние годы пыталась охватить все возможные области, начиная от рынка оперативных систем и баз данных, заканчивая интернет-сервисами, мобильными телефонами и игровой консолью.

Сейчас уже довольно сложно сказать, какой продукт является для Microsoft центральным. Во времена работы Билла Гейтса таким продуктом однозначно была Windows. Впрочем, будет ли таким успешным дальнейший путь Apple – предсказывать не берется никто.

"Apple, работая в технологическом секторе, действует очень уверенно и выверено, – считает управляющий компании Jacob Internet Fund Райен Джейкоб. – Но есть ли у них потенциал для дальнейшего роста? Какие перспективы прибыли в будущем? Трудно найти более закрытую компанию, нежели Apple, и давать прогнозы тут крайне сложно".

Речь идет о фирменном стиле руководства Стива Джобса, помимо всего прочего известном невероятной по меркам Силиконовой долины скрытностью – недаром в среде профессионалов ходят страшные сказки об Apple-Гестапо – службе внутренней безопасности, охраняющей секреты компании. Эта закрытость помогла Джобсу построить свою империю, но сейчас именно она становится объектом атаки со стороны конкурентов. И, в первую очередь, – соседа по Силиконовой долине, интернет-гиганта Google.

"Если Google не будет действовать, то нас ждет тоталитарное будущее, – отмечает вице-президент Google Вик Гундрота. – Будущее, в котором нам придется выбирать из одной компании, одного устройства и одного оператора. Такое будущее нам не нужно".

Google сейчас – на третьем месте рейтинга, его капитализация составляет около 151 миллиард долларов. Компания Сергея Брина давно дышит в затылок Apple. Сначала Google в пику корпорации Джобса выпустил открытую операционную систему для смартфонов "Андроид", затем свой браузер Google Chrome и одноименную операционную систему, а недавно дал понять, что собирается продавать и планшетные компьютеры.

Конкуренция меж двух гигантов обостряется с каждым днем, особенно в секторе смартфонов, где "Андроид" технологически, как минимум, догнал iPhone и сейчас сокращает рыночное отставание.

Теперь к новостям недели. В телеэфире превалировала следующая пятерка сюжетов.

Новости из Норвегии с конкурса песни "Евровидение" занимают пятое место.

Строчкой выше – мост в Волгограде, закрытый из-за сильных колебаний.

Далее – авиакатастрофа в Индии.

На втором месте – теракт в Ставрополе.

Больше всего в теленовостях рассказывали о ДТП в Турции, в результате которого погибли и пострадали туристы из России.

Сравним с запросами, с которыми на минувшей неделе пользователи обращались к "Яндексу".

Пятое место – взрыв в Ставрополе, унесший жизни семи человек.

На следующей позиции – история с московским следователем, которого обвиняют в получении взятки в миллион долларов.

Третья строчка – у новостей с "Евровидения" и выступления в Осло Петра Налича.

Автокатастрофа в Турции занимает второе место.

А самый большой всплеск интереса пользователей вызвал "пляшущий" мост в Волгограде.

Беспрецедентный случай – сразу четыре совпадения в рейтингах. Одно из них – это конкурс "Евровидение", он всегда пользуется повышенным вниманием. Ну а в этом году есть и дополнительная причина такого интереса.

Традиционное телевидение и социальные сервисы объединятся на "Евровидении".

25 мая ВГТРК не только начнет вести прямую трансляцию из Осло на сайте Вести.Ru, но и даст возможность всем пользователям социальной сети Facebook (запрещена в РФ) в режиме реального времени оставлять свои комментарии по поводу происходящего на конкурсе "Евровидение 2010".

Такая возможность стала доступна благодаря интеграции с фейсбучным плагином Live streaming, делающим телевизионные включения не просто живыми, но и интерактивными.

Впервые данная возможность была опробована телеканалом CNN во время инаугурации Обамы. Затем и другие каналы взяли на вооружение Live streaming — пользователи Facebook могли оставлять комментарии во время трансляции похорон Майкла Джексона, а также последней церемонии вручения Оскара. В России данный подход будет использоваться впервые. В дополнение к этому на Facebook создано сообщество "Евровидение. Россия-1".

Данное сообщество — это живой дневник Евровидения глазами собственного корреспондента канала, где будут опубликованы фотографии и видео, которые не появятся на официальных ресурсах ВГТРК. В частности, в числе бонусов – возможность увидеть не только официальную часть, но и то, что происходит за сценой с российским конкурсантом Петром Наличем.

Наступление на пиратов, которое, казалось бы, успешно продвигалось по всем фронтам, неожиданно застопорилось. Оказалось проблематичным не только привести в суд всех подозреваемых – их даже посчитать толком нельзя.

Консорциум независимых продюсеров US Copyright Group впервые встретил открытое сопротивление от интернет-провайдера. И план хранителей копирайта по привлечению к суду десятков тысяч пользователей файлообмена, похоже, разбился о нежелание компании Time Warner Cable выдавать данные о своих пользователях.

Причина отказа, как выяснилось, кроется не в этических нормах и не в попытке защитить собственную репутацию в глазах клиентов. Цитата из заявления TWC в суде: "С учетом штатного расписания TWC, чтобы выполнить требование US Copyright Group – найти данные о тысяче пользователей, скачавших пиратские фильмы, всем нашим сотрудникам придется в течение трех месяцев круглые сутки заниматься только этим процессом. Мы не можем себе этого позволить, хотя бы потому, что тогда не сможем оперативно реагировать на просьбы наших клиентов, разрешать какие-то чрезвычайные ситуации или отвечать на запросы от правоохранительных органов".

В суде представители TWC также заявили, что в лучшем случае с "разумным подходом" смогут предоставлять данные только о 28 пользователях в месяц. И только в том случае, если это не окажется слишком "обременительным и дорогостоящим".

По мнению компании, процесс поиска IP-адреса и сопоставления его с физическим владельцем может занять годы. В ответ на это независимые продюсеры пообещали подать в суд уже на компанию Time Warner Cable и обвинить ее в содействии нарушению авторских прав. Обвинять и подавать в суд – основной бизнес US Copyright Group.

Вести.net уже рассказывали о том, как активно начал консорциум независимых продюсеров свою кампанию по защите авторских прав, подав иски более чем к 50 тысячам любителей файлообмена за скачивание из Сети пяти фильмов. Этим жестом организация заявила о себе на рынке как игрок, взявший на себя всю цепочку борьбы с пиратством – от мониторинга файлообменников – до получения с пользователей компенсаций.

По сути, эти иски были рекламой USCG, в глазах больших голливудских студий. Неслучайно следующий иск – и тоже к десяткам тысяч пользователей, которые скачали из сети фильм "Повелитель Бури", – совпал с открытием Каннского фестиваля. Официальный релиз картины состоялся в июне прошлого года, но еще за пять месяцев до этого пиратская копия появилась в Сети. В марте "Повелитель бури" получил несколько "Оскаров", в том числе "Лучший фильм" и "Лучшую режиссерскую работу", после чего спрос на картину в торрент-сетях снова вырос. В результате, несмотря на награды и призы, в прокате фильм собрал всего 16 миллионов долларов.

На примере столь красивой и несправедливой истории представители USCG, прибывшие на Каннский фестиваль, активно агитировали кинокомпании и правообладателей воспользоваться своими услугами. Вырос ли после этого пакет претензий группы к любителям файлообмена – пока неясно. Стоит, впрочем, заметить, что до сих пор массовые иски приводили лишь к репутационным потерям для правообладателей.

Еще в марте многие увидели в деятельности независимых продюсеров попытку монетизировать пиратский бизнес в свою пользу – то есть, получать доход от пользователей, скачивающих пиратские копии фильмов в файлообменниках. И, по данным портала TorrentFreak, прибыль будет распределяться следующим образом: 70% забирает себе организация US Copyright Group и только 30% достанется кинокомпаниям и студиям звукозаписи.

Единственной серьезной преградой подобным искам была защита провайдерами персональных данных своих клиентов. Юристы US Copyright Group заявляли о том, что им удалось договориться о сотрудничестве с 75% интернет-провайдеров, но, как выясняется, не все вопросы на этом поле решены.

Делать какие-то выводы рано – окончательно картина станет ясной в начале июня. В соответствии с поданными против десятков тысяч пользователей исками сетевым провайдерам дано время до 31 мая, чтобы раскрыть имена любителей пиратского видео.

История вокруг сохранения приватности в соцсети Facebook, о чем мы начали рассказывать в прошлой программе, на этой неделе продолжилась. Акция пользователей, намеченная на 31 мая, уже принесла некоторый результат: ее заметили и на нее отреагировали.

В эти дни администрация Facebook и сам основатель социальной сети Марк Цукерберг предпринимают не свойственные ей, но весьма активные действия, пытаясь вернуть себе доверие пользователей в преддверии массового исхода из Facebook, намеченного на 31 мая. "Шесть лет назад мы создали Facebook на основе нескольких принципов. Вот они: люди хотят делиться информацией со своими друзьями, и если им дать возможность контролировать, что именно они делают общедоступным, они будут делиться еще больше, что, в свою очередь, приведет к большей открытости мира. А открытый мир — это лучший мир. Эти принципы до сих пор являются для нас основными".

С такой патетической ноты начал свою статью в Washington Post Марк Цукерберг. Цель колонки — убедить общественность в том, что проблемы с утечками личных данных пользователей крупнейшей мировой соцсети — не более чем досадные технические огрехи, которые будут ликвидированы в ближайшее время.

Колонка Цукерберга появилась неспроста. Ведь на 31 мая намечен массовый исход недовольных — тех, кто считает, что Facebook, собравшая пользовательские данные, палец о палец не ударяет, чтобы их сохранить. К примеру, хакеры уже воспользовались нововведением, связывающим Facebook со сторонними интернет-ресурсами. Злоумышленники смогли получить доступ к личным данным пользователей одного из партнеров социальной сети – геолокационного рекомендательного сервиса Yelp.

Еще больший скандал — взлом 1,5 миллиона учетных записей пользователей Facebook, которые злоумышленник затем выставил на продажу.

Данные инциденты привели к тому, что еще до наступления конца месяца многие именитые пользователи уже нажали на кнопку "удалить". А известный интернет-инвестор и блогер Джейсон Калаканис сделал из этого простого действия настоящее шоу, самоудалившись из Facebook прямо в эфире своего интернет-шоу This Week In Startups. Выступление Калаканиса вызвало целую волну удаления аккаунтов еще до 31 мая.

Колонка в Washington Post — не единственная публичная попытка Марка Цукерберга спасти свое реноме.

"Я знаю, что мы сделали много ошибок, но я уверен, что это пошло на пользу сервису, и я надеюсь, что пользователи понимают, что мы руководствовались лучшими намерениями и что мы реагируем на их жалобы".

Это выдержка из письма Цукерберга своему другу, а по совместительству известному техноблогеру Роберту Скоблу, который в последнее время посвятил немало публикаций вопросу сохранности личных данных в Facebook.

Подобные протесты – не уникальное явление. В России была волна бойкота "Одноклассников", а также две волны исхода из ЖЖ. И хотя к закрытию ресурсов это не привело, приток новых пользователей значительно уменьшился.

О Facebook речь шла и на конференции с многобещающим, в чем-то даже провокационным названием. Хотя героем дня там там стала интернет-компания, которая существенно старше, но не столь успешна на сегодняшний день.

Конференция Techcrunch Disrupt, которую впервые организовал онлайн-журнал Techcrunch, стала главной темой в IT-мире в начале недели. Уже в названии Disrupt – что переводится как срыв, разрушение шаблона – заявлен формат события: это не просто доклады, это смелые, провокационные интервью любопытных журналистов с интересными и высокопоставленными собеседниками.

Так и получилось. Беседы с руководителями крупнейших компаний на сцене конференции расходятся на цитаты. Так, интервью с главой Yahoo! Кэрол Бартц, которое вел главный редактор Techcrunch Майкл Аррингтон, превратилось в довольно интересное зрелище. Стоит отметить, что этого интервью ждали уже давно. Последние два года компания Yahoo! больше напоминала "Титаник", который медленно тонет и все никак не может утонуть. Собственно, поэтому Майкл, заканчивая разговор, попытался надавить на Кэрол – мол, с тех пор, как она встала у руля Yahoo!, в компании не очень многое изменилось. Ответ женщины, возглавляющей портал, оказался еще более жестким, чем вопрос: "Стив Джобс вернулся в Apple в 1997 году, iPod вышел 4 года спустя. Рыночная капитализация компании после этого впервые выросла только через три года. Он добивался этого 7 лет. Я здесь всего 16 месяцев. И я не хочу слушать про все эти айподы-айпады, не хочу слушать всю эту дребедень, никакие волшебники в Yahoo! за такой короткий срок ничего не поправят. Так что – fuck off!"

На этой ноте интервью закончилось, однако перед этим Кэрол Бартц, отбиваясь от нападок журналиста, успела рассказать – и почти на сутки опередила официальный пресс-релиз – о соглашении компаний Yahoo! и Nokia, которые договорились о взаимодействии сервисов.

По условиям соглашения Nokia сможет использовать почтовый сервис и службу обмена мгновенными сообщениями Yahoo! в своих сервисах Ovi Mail и Ovi Chat соответственно. Таким образом, интернет-портал станет эксклюзивным партнером этих служб. В свою очередь Yahoo! получит право пользоваться картами и навигацией Ovi Maps. "Мы объявили о сделке с Nokia", – заявила Бартц. "Насколько важно для Yahoo! присутствие и на мобильном рынке?" – уточнил Аррингтон. "Yahoo! предустановлен на 37 из 82 миллионов смартфонов в США. У нас половина американского рынка. Люди не верят в это, но это так. За пределами Соединенных Штатов многие, не имея компьютеров, пользуются мобильными телефонами для выхода в Сеть. Поэтому для нас важно добраться до доминирующих партнеров и вне американского рынка", – пояснила Кэрол Бартц.

Еще одно интервью со сцены конференции Techcrunch Disrupt журналисты разобрали на цитаты и заголовки. Это разговор с нашим соотечественником – главой инвестиционного фонда Digital Sky Technologies Юрием Мильнером, которого знают на Западе благодаря крупным инвестициями в такие компании, как Facebook, Zynga, ICQ и Groupon, а также по обещаниям потратить следующий миллиард на скупку еще пачки передовых проектов, включая Twitter.

Впрочем, на конференции речь шла в основном о Facebook и о будущем подобного рода проектов. "Человеческая цивилизация начала развиваться с первой социальной сети, которая возникла там, где концентрация населения была высокой. Facebook является следующим шагом в создании огромного человеческого мозга, включающего сотни миллионов, возможно, миллиарды людей, и позволяющего такой обмен информацией, какого никогда не видела история человечества", – заявил Мильнер.

Не обошлось и без вопросов о конфиденциальности. Ведь для Facebook это самая больная тема в последнее время – кража аккаунтов, всплывшая переписка с другом-рекламщиком, в котором Цукерберг предлагает отдать любые пользовательские профили, плюс намеченный на конец мая уход пользователей из соцсети. "Определение личной жизни не меняется, как и многие вопросы этики. Но сейчас люди рассматривают конфиденциальность не так, как пять лет назад. Это можно назвать законом Цукерберга, похожий на закон Мура. Количество информации, которой обмениваются люди в Facebook, удваивается каждые 12-18 месяцев", – сообщил Мильнер.

И на прощание самый, наверное, активный интернет-инвестор огласил собственные параметры бизнес-начинаний в Сети. Он сопоставляет в виде дроби возраст владельца проекта и рыночную капитализацию компании. Мильнер приводит в пример Facebook – здесь дробь равна единице: один год жизни Цукерберга принес инвесторам 1 миллиард долларов.

Некоторые знаковые явления уже вроде бы и забылись совсем, но стоит кому-то напомнить, и может начаться планетарная мания. Нет, я не про Эдуарда Хиля и его песню "Тро-ло-ло", для которой на минувшей неделе в очередной раз объявили конкурс текстов. Есть и еще один уже вполне исторический персонаж, способный оторвать от работы или каких-то других занятий на ощутимое время.

Игра в Pacman обошлась работодателям в сотню миллионов долларов. Те, кто решили воспользоваться поиском Google в конце прошлой недели, были удивлены, а некоторые даже напуганы, ведь вместо привычного логотипа вверху стартовой страницы их встречала игра: желтый шарик с огромным ртом убегал от преследователей, попутно поедая попадавшиеся на его пути предметы.

Таким необычным образом Google решить отметить юбилей одной из самых популярных компьютерных игр — Pacman. Веселому колобку стукнуло 30 лет. Не обошлось без казусов — многие пугались резкого звука, которым сопровождалась игра. Однако ущерб от столь необычного "подарка" исчисляется не только потраченными нервами. Как оказалось, в день юбилея пользователи Google провели на стартовой странице поисковика больше времени, чем обычно, что могло означать только одно: сидя на работе, пользователи, вместо того, чтобы исполнять свои непосредственные обязанности, гоняли по лабиринту Pacman.

Авторы же блога RescueTime посчитали, сколько потеряла мировая экономика от тотальной, пускай, и однодневной, пэкманомании. Цифра получилась весьма значительная — 120,5 миллиона долларов.

О других, не менее популярных персонах недели. Речь о тех, к кому Google зафиксировал самый большой всплеск интереса пользователей.

Пятое место – глава Центробанка Сергей Игнатьев, интерес к нему продиктован ощутимыми колебаниями курса рубля на минувшей неделе.

На четвертой позиции – президент Чечни Рамзан Кадыров, который распорядился уточнить число боевиков.

Третью строчку знамает бывший владелец "Евросети" Евгений Чичваркин. Он по телефону из Лондона выступил на митинге партии "Правое дело".

На втором месте – премьер-министр Владимир Путин, который провел совещание по ситуации на шахте "Распадская".

Самый большой всплеск пользовательских запросов связан с именем бывшего премьер-министра страны Михаила Касьянова, который вытсупил свидетелем по делу бывших руководителей ЮКОСа.

Иногда ловлю себя на мысли, что надо бы бросить все и уехать... в Молдавию. Почему в Молдавию? А там, между прочим, самый быстрый Интернет. Невероятно, но факт.

Страны с самым быстрым Интернетом – это Южная Корея, Латвия и Молдова. К таким парадоксальным выводам пришли в компании Ookla, которая для измерения средней скорости доступа в Сеть, использовала собственный онлайн-сервис Speedtest.

Средняя скорость доступа в Корее — 34 мегабита в секунду, в Латвии — 24, пользователи же Молдовы выходят в Сеть на скорости в 22 мегабита в секунду.
Помимо Латвии и Молдовы в "двадцатке" самых скоростных стран так же присутствуют и другие выходцы их бывшего СССР — это Литва и Эстония.

Россия же, согласно измерениям Speedtest, занимает лишь 28-е место со средней скоростью доступа в Сеть равной 10 мегабитам в секунду. Чуть больше повезло США — у них 26-е место. У Великобритании же – лишь 33-е место.

Объяснить полученные данные непросто. "Черепаший" Интернет во многих европейских странах и США объясняется тем, что в этих странах Сеть стала общедоступной уже давно, и для доступа в нее используются передовые на тот момент, но уже устаревшие сегодня, технологии, а вот вхождение Молдовы в тройку лидеров объяснить куда сложнее.

Одна из возможных причин — в Молдове, в отличие от той же России, выборка проводилась по меньшему числу городов — фактически по двум: Кишиневу и расположенному неподалеку Оргееву, что привело к меньшему разбросу, и, следовательно, более высокому среднему показателю.

К тому же в России, где большинство населенных пунктов подключены к Сети по оптоволокну, есть города, где скорость доступа значительно выше среднемолдавской, но опять же по причине значительного разброса в число самых быстрых стран Россия не вошла. Интересно, что самыми быстрыми в России оказались не Москва и Санкт-Петербург, а города-спутники двух столиц.

"Результаты данного теста являются достаточно спорными, так как скачивание информация зависит множества условий и факторов, таких как загрузка сервера, загрузка магистральной линии, времени суток, когда проходило измерения скорости. Поэтому нельзя сделать каких-то объективных выводов. Возможно, какая-то у них технология, которая не учитывает какие-то факторы ключевые", — считает руководитель группы исследователей-аналитиков J'son & Partners Consulting Кирилл Локтев.

Ежедневно короткие выпуски Вестей.net информируют вас о происходящем в интернете. Ну а все вместе плюс рейтинги, фишка и даже еще что-нибудь – это уже в выходные. До встречи через неделю. Россия, пока!